Мурманский морской рыбный порт — один из ключевых для региона, его деятельность обеспечивает 30% в перевалке рыбопродукции во всем Арктическом бассейне. Предприятие, которое было кандидатом на банкротство, успешно обновляет мощности, участвует в стратегических проектах и становится важным логистическим хабом. Что для этого делается, каковы перспективы и направления дальнейшего развития, агентству "Прайм" рассказал исполнительный директор порта Даниил Полещук.

- Даниил Александрович, расскажите, с какими результатами порт закончит год? Есть ли предварительные данные за 9 месяцев?

— Конечно, данные есть, и они демонстрируют положительную динамику. Так, основной показатель деятельности порта — грузооборот — за 9 месяцев 2022 года вырос на 26,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 234,9 тысяч тонн, как мы и планировали. Выручка предприятия выросла на 30,8%, а прибыль — в 3,8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

С учетом этих данных и текущей ситуации мы имеем все основания надеяться, что по итогам текущего года запланированные целевые показатели будут достигнуты. Это стало возможным за счет планомерного развития порта. Мы строим новые объекты, реконструируем действующие мощности, делаем акцент на стивидорной деятельности. У нас есть долгосрочная стратегия развития, построенная с учетом роста потребности экономики в грузоперевозках, и мы уверены, что сможем ее реализовать.

Как и любой собственник, мы стремимся развивать актив. Мы ежегодно ставим перед собой амбициозные цели в рамках стратегии развития предприятия, которая направлена на удовлетворение потребностей российской экономики в перевалке грузов путем формирования современной портовой инфраструктуры.

- Многие помнят, что до момента приватизации порта в 2015 году он находился в упадке. С тех пор прошло семь лет. Можете ли оценить, насколько улучшилась ситуация?

— Все помнят, что порт пытались приватизировать довольно долго, пока акции не приобрели текущие собственники. Они пришли практически на руины — на тот момент большая часть основной перегрузочной техники имела физический износ 100%, обновления по большинству видов портовой техники не было десятки лет. Износ основных фондов в 2015 году составлял 72,4 %.

Новое руководство порта, начиная с 2016 года, проводит мероприятия по обновлению, ремонту, реконструкции всех основных фондов, и по состоянию на январь 2022 года износ основных фондов составлял 42,2%. Процесс продолжается: заключены договоры на поставку четырех "рыбных" кранов на сумму более 900 миллионов рублей. Первые партии комплектующих уже пришли, остальное ожидается до конца 2023 года.

Есть и другие насущные проблемы — плохие дороги, ветхие здания, но они постепенно решаются. За последние годы в рамках инвестпрограмм была восстановлена часть дорожного полотна, холодильные терминалы, отремонтированы производственные сооружения. По сравнению с тем, в каком виде все это досталось новым собственникам, и сегодняшним состоянием — "небо и земля". И те, кто непосредственно связан с работой порта, не могут не заметить позитивных изменений за последние годы. Верный кандидат на банкротство смог стать эффективным предприятием, с каждым годом улучшающим свои экономические показатели.

- Можете ли оценить сумму инвестиций, вложенных в порт новыми владельцами?

— Новые владельцы порта за период своего управления инвестировали в основной капитал предприятия порядка 1,73 миллиарда рублей. Это в четыре раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции с 2005 по 2015 годы — период владения акциями ММРП со стороны государства.

- Какие работы были произведены на эти деньги?

— Речь идет о тотальном восстановлении инфраструктуры. С 2016 года в ММРП ведутся активные работы и по восстановлению давно утраченных мощностей. Обновлено и отремонтировано старое перегрузочное оборудование, приобретено новое, построены площадки для размещения рефконтейнеров с одновременным подключением 150 единиц, организованы открытые складские площадки на 19, 5 тысяч квадратных метров, отремонтированы закрытые склады, железнодорожные пути, собственные маневренные локомотивы, подъездные автомобильные пути, крановые рельсовые пути, линии связи, сети и устройства электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инженерные коммуникации, введены в эксплуатацию новые причальные электро- и водоколонки, организованы площадки для сбора мусора с судов, отремонтированы административно-бытовые помещения и многое другое.

- Какие сферы бизнеса порта наиболее успешны? Какие грузы проходят через вас?

— Основная специализация ММРП — перегрузка рыбопродукции и комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота. Среднегодовой грузооборот рыбопродукции ММРП составляет порядка 220 тыс. тонн. Это 85% всей перевалки в Мурманске и порядка 30% в перевалке рыбопродукции во всем Арктическом бассейне, а в целом по России — 14%. При этом обновленных производственных мощностей ММПР достаточно для перевалки грузов в объеме 700 тысяч тонн рыбы и рыбной продукции в год, то есть почти 50-ти процентов всей текущей перевалки рыбопродукции в портах России
Кроме того, порт переваливает нефтепродукты и другие генеральные грузы. В 2020 году объем рынка перевалки генеральных грузов в порту Мурманск вырос в 2,4 раза и прогнозируется его дальнейший рост в связи с развитием стратегических проектов и крупных предприятий нефтегазовой промышленности в Арктике. ММРП приобретает важное значение как универсальный оператор морского терминала по перевалке грузов.

- Идут ли люди работать в порт? Каковы условия, льготы для сотрудников?

— Ежегодно в ММРП трудоустраивается от 100 до 150 человек — это и узкопрофильные специалисты, и высококвалифицированные рабочие, и кандидаты без опыта. Есть корпоративный учебный центр, который готовит стропальщиков, докеров- механизаторов, береговых боцманов. Кандидаты без опыта принимаются в штат и получают профессию.

Зарплата в порту вполне конкурентоспособная — в среднем за девять месяцев она составила 69 577 рублей, а для докеров-механизаторов — 101 007 руб. Для сравнения, в 2015 году средний доход сотрудника порта был почти вдвое ниже.

Согласно коллективному договору, сотрудники имеют право на материальную помощь, обучение, премии, комфортные помещения для отдыха и приема пищи. Порт сотрудничает с учебными заведениями, проводит профориентацию для учащихся. Для нужд работников организован здравпункт, оснащенный необходимым оборудованием.

Самое ценное то, что в порту за эти годы сформировалась команда с высокой корпоративной культурой. Предприятие заслужило в регионе репутацию клиентоориентированного, порядочного, выполняющего все свои обязательства, и это очень много значит.

- А что порт делает для сотрудников и жителей Мурманска?

— Помогает тем, кто в этом нуждается. Это и детские учреждения, и поддержка организаций, работающих с населением, и помощь волонтерам. Перечислять все было бы слишком долго, но дело не в этом. Главное понимать, что порт — это не только рыба и краны. Здесь работают профессионалы различных направлений, чья деятельность важна для региона в целом. Например, санитарно-экологическая лаборатория проводит контроль состава и количества питьевой, морской, сточной воды, выявляет причины превышения сбросов загрязняющих веществ в Кольский залив, исследует работу систем водоотведения. Это делается с целью контроля безопасности труда, для сохранения здоровья всех, кто здесь живет.

- Известно, что Мурманск налаживает сотрудничество с республикой Белоруссия. Как вы задействованы в этой работе? Есть ли совместные проекты?

— Заинтересованность в сотрудничестве есть с обеих сторон, ее декларировали на самом высоком уровне. Порт, как одно из градообразующих предприятий, принимает в этом участие. Ведутся активные переговоры с газоперерабатывающими, строительными предприятиями по перевалке грузов, идет взаимодействие с властями Белоруссии. В частности, прорабатывается вопрос перевалки кормов, доставленных ж/д транспортом. С начала года для компаний "Русский Лосось" и "ИнАрктика" мы уже перевалили более 6 тысяч тонн кормов для рыб производства республики Беларусь.

- Как вы можете оценить деятельность порта с точки зрения развития импортозамещения и обеспечения безопасности?

— ММРП обязан обеспечивать транспортную безопасность на своей территории — к слову, только это обходится в среднем в 68-70 миллионов рублей в год. Кроме этого, порт содержит в надлежащем виде объекты гражданской обороны, проводит инструктажи сотрудников на случай любых неожиданностей.

С точки зрения развития импортозамещения важно, чтобы вся цепочка производитель-покупатель работала слажено. В этой логистической цепочке порт — ключевое звено. Наше предприятие уже готово принимать и отправлять больше грузов, а также намерено и впредь развивать свою инфраструктуру для обеспечения потребностей рынка.

- В каких стратегических проектах задействован порт?

— Порт принимает непосредственное участие в реализации стратегических проектов государства и крупных предприятий нефтегазовой промышленности в Арктике, в том числе, на Северном морском пути. Это включает развитие портовой инфраструктуры. Так, в 2022 году запущен новый контейнерный терминал, через который в июле успешно перевалена первая партия груза по Севморпути.

Летом ММРП полностью переоснастил баржу "Damen Riverstar2" для проведения буровзрывных работ при строительстве Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в поселке Белокаменка. Тогда же было установлено необходимое оборудование на буровой установке, предназначенной для бурения в северных морях России. И это лишь несколько последних проектов, которые подтверждают, что порт развивает свои технологии в разных направлениях в соответствии с потребностями своих клиентов, эффективно обслуживая самые разные проекты.

- В СМИ сообщается, что государство решило национализовать порт. С чем это связано?

— Арбитражный суд Мурманской области постановил национализировать Мурманский морской рыбный порт из-за "установления" над ним косвенного контроля группой лиц, включающей иностранного инвестора. Это объясняется тем, что для приобретения акций порта были привлечены заемные средства от иностранной компании. Другими словами, суд посчитал, что наличие займа от иностранной компании автоматически подразумевает возможность такой компании контролировать даже не заемщика, а того, кем этот заемщик владеет.

Поэтому предположив, что в нашей ситуации наличие косвенного контроля иностранного инвестора налицо, суд применил последствия недействительной (ничтожной) сделки и обратил взыскание на акции порта.

Хотим отметить, что за время владениями акциями порта новые собственники на деле доказали свою эффективность — в развитие предприятия вложены не только собственные денежные средства и другие активы (без участия государственных бюджетных средств), но и силы, время, душа. За время владения акциями собственники не получили ни одного рубля дивидендов, вся полученная прибыль направлялась на покрытие убытков прошлых лет и пополнение оборотных средств предприятия. В команде предприятия собраны профессионалы высокого уровня, которые нацелены на результат и обладают уникальными компетенциями, и это главный ресурс нашего предприятия. Многое сделано за эти годы и еще много планов, главной целью которых является дальнейшее развитие данного актива.