МОСКВА, 26 сен — ПРАЙМ. Объединение БРИКС за первые десять лет своей работы добилось "половинчатых" успехов, в следующее десятилетие ему необходимо сосредоточиться на укреплении торгово-экономических связей и расширении связей с другими странами и региональными интеграционными объединениями, считают эксперты, принявшие участие в круглом столе "Десятилетие БРИКС" в РАНХиГС.
Первая встреча лидеров стран БРИК (первое название объединения до присоединения в 2010 году Южно-Африканской Республики) состоялся в 2009 году в Екатеринбурге. В июле текущего года состоялся десятый, юбилейный саммит организации в ЮАР. В ходе встречи лидеры стран подписали Йоханнесбургскую декларацию по итогам 10 лет работы организации.
ПОЛОВИНЧАТЫЕ УСПЕХИ
Директор Национального комитета по исследованиям БРИКС, заведующий Центром российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая в целом позитивно оценивает итоги первого десятилетия.
"Много что произошло, но за первое десятилетие это больше были бюрократическо-технические упражнения, направленные на то, чтобы заключать соглашения, налаживать контакты, знакомиться, устанавливать какие-то правила взаимодействия. Сейчас, когда у нас 70 треков взаимодействия в рамках БРИКС, это, конечно, достижение, потому что раньше прямого взаимодействия стран БРИКС не было в таком объеме", — заявил он на круглом столе.
В частности он отметил, что страны "южного крыла БРИКС" смогли использовать объединение как средство укрепления своих глобальных позиций, выхода на глобальную повестку дня, что особенно было актуально для Южной Африки. Это тоже работало в плюс. Тем не менее он отметил, что желаемых целей БРИКС пока не достиг.
"Подводя итоги первого десятилетия, хочется спросить себя, добился БРИКС целей, которые ставил или хотя бы имел в виду в начале своего функционирования. Я все-таки должен констатировать, что успех тут половинчатый. Поменять в пользу БРИКС систему глобального управления в общем не удалось, попытки создать параллельную тоже имели ограниченный успех. Новый банк развития, который многие упоминают как параллельный, дополнительную организацию глобального управления, это не самый важный фактор на мировом финансовом рынке. Мне кажется, как раз его деятельность показывает ограниченность возможностей стран БРИКС что-то сдвинуть независимо от Запада", — пояснил Толорая.
ОГРАНИЧИТЕЛИ РОСТА
Эксперт, в частности, отметил, что на развитии БРИКС сказываются внешние и внутренние факторы.
Он также обратил внимание на непростые отношения между Индией и Китаем, экономические сложности в ЮАР и Бразилии, а также тот факт, что Россия стала объектом санкционного давления, Китай сегодня сталкивается с торговой войной с США. Эксперт при этом считает, что торговая война США и КНР не подтолкнет Пекин к более тесным отношениям с Москвой.
"В условиях торгово-экономической войны, которая замешана на политических мотивах, все больше становится ограниченной возможность совместных действий БРИКС и солидарности в вопросах, кроме тех, которые действительно интересуют всех и всем выгодны", — заявил Толорая.
Тем не менее он отмечает, что "все не так трагично" для БРИКС.
"БРИКС все-таки остается проектом политических элит стран БРИКС, основанных на достаточно эгоистических соображениях, что противостоять вызовам совместно проще, чем в одиночку. К тому же БРИКС стал если не знаменем, то платформой общения всего развивающегося мира, прежде всего в защиту своих торгово-экономических интересов", — пояснил он.
По его мнению, "БРИКС должен был бы развиваться в направлении создания постоянного круга партнеров крупных стран". Однако против этого выступают многие страны, "особенно Индия". В то же время страны БРИКС, в том числе Россия, допускают возможность сотрудничества с региональными интеграционными объединениями. "Именно по этому направлению, мне кажется, будет развиваться БРИКС во втором десятилетии", — заключил Толорая.
ДОЛОЙ СКЕПСИС
Замдиректора департамента многостороннего заместитель руководителя Минэкономразвития России Наталья Стригунова более оптимистично оценивает деятельность и перспективы БРИКС.
"Я не разделяю скептический подход к БРИКС. Я считаю, что на нашем направлении, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но процесс идет, развивается. В 2017 году, по данным российской таможенной статистики, 102,4 миллиарда долларов США внешнеторговый оборот со странами БРИКС, увеличился он без малого на 30%", — отметила она.
В первые шесть месяцев 2018 года товарооборот РФ со странами БРИКС составил 68,8 миллиарда долларов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27% больше. Она отметила при этом, что речь идет о восстановительном росте после совершенно серьезного провала в 2015-2016 годах, который был в торговле не только со странами БРИКС, но и со всеми другими. Также она обратила внимание, что структура экспорта по-прежнему остается "совершенно несбалансированной".
Представитель Минэкономразвития очертила перспективное направление развития экономического сотрудничества на ближайшие годы. По ее мнению, это может быть электронная торговля, эту тематику Россия подняла в год своего председательства в 2015 году.
"Эта тема поддерживается в основном всеми, принимаются документы. Эта тема, которая у нас живет и будет развиваться активно в год нашего председательства. Это, наверное, будет одним из наших приоритетов", — заявила замминистра.