Рейтинг@Mail.ru
В США началась первая за 88 лет забастовка работников автопрома - 15.09.2023, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В США началась первая за 88 лет забастовка работников автопрома

13 тысяч работников автопрома начали бастовать 15 сентября, истек контракт

© Unsplash/Brandon MowinkelАмериканский флаг, Вашингтон, США
Американский флаг, Вашингтон, США
Читать Прайм в
Дзен Telegram

ВАШИНГТОН, 15 сен — ПРАЙМ. Около 13 тысяч рабочих трех крупнейших автопроизводителей США начали забастовку в пятницу.

Флаг США
Индекс потребительских настроений в США в сентябре снизился

Отмечается, что это первая подобная акция за 88-летнюю историю существования профсоюза рабочих промышленности. Стачка формально стартовала в полночь, когда истек срок действия четырехлетнего контракта между рабочими и предприятиями. Акции проходят в пятницу на предприятиях General Motors в Миссури, заводе Ford в Мичигане и Stellantis Jeep в Огайо.

В УГОЛ НЕ ЗАГОНЯТЬ

"Они называют нас семьей, когда это удобно, но они не заботятся о рабочих. За последние 16 лет мы потеряли… тогда как главы компаний за последние четыре года увеличили свою зарплату на 40%. Они получили 250 миллиардов долларов прибыли за последние десятилетие, только за первые шесть месяцев (текущего года — ред.) — 21 миллиард. Цены на машины выросли на 30%, а наша зарплата — на 6%", — заявил лидер профсоюза работников автопрома UAW Шон Фейн.

Впервые за историю существования профсоюза акция касается не одного, а сразу трех автогигантов Америки. Между тем, пока далеко не все из 146 тысяч членов профсоюза участвуют в акции. Профсоюз ограничил ее лишь тремя заводами, надеясь таким образом дать возможность дальнейшему торгу с работодателем. Так, согласно информации профсоюза, около 3,3 тысячи человек бастуют на заводе Ford, который производит SUV Bronco и небольшой пикап Ranger, порядка 5,8 тысячи рабочих участвуют в акции на производящем модели Jeep Wrangler и пикап Gladiator предприятии Toledo Jeep и около 3,6 тысячи — на заводе GM, где собирают пикапы GMC Canyon, Chevrolet Colorado, а также модели микроавтобусов GMC Savana и Chevrolet Express.

Эксперты отрасли отмечают, что пока для протеста выбраны предприятия, выпускающие не самую доходную продукцию компаний. Гораздо больший удар им могли нанести закрытия заводов, где собирают более востребованные модели. "Они хотят дать компаниям немного пространства, не припереть их к стенке, они не загоняют их в угол. Загонишь зверя в угол, он станет опасным", — комментирует ситуацию для Ассошиэйтед Пресс профессор бизнеса Университета Уэйна в Детройте Марик Мастерс.

ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА

Требования профсоюза касаются прежде всего повышения зарплаты и социальных гарантий. Рабочие хотят повышения зарплаты в последующие четыре года на 36% (изначальное требование 20% единовременно, с последующим ростом по 5% ежегодно в течение четырех лет — ред.), однако GM и Ford пока согласились лишь на 20%, а Stellantis (бывшая Fiat Chrysler) — на 17,5%. Сами организаторы акции признают, что требования довольно смелые, но указывают на то, что предприятия имеют достаточную доходность, чтобы обеспечивать минимальные потребности своих трудящихся. Заявление главы Ford о том, что компания обанкротится, если удовлетворит запрос рабочих, Фейн ответил словами, что "это смешно" и "рабочая сила составляет 5% цены автомобиля, они могут удвоить нашу зарплату и, не повышая стоимости машины, по-прежнему зарабатывать миллиарды долларов", — сказал глава профсоюза.

У главы Ford свои расчеты. В случае удовлетворения запроса профсоюза, посчитал он, ежегодная зарплата рабочего достигнет 340 тысяч долларов. "Учитель в США, проработавший 10 лет, получает 66 тысяч долларов в год, военные и пожарные — в районе 55 тысяч, это (требуемая рабочими оплата — ред.) в четыре, пять, шесть раз больше", — сказал глава Ford Джимми Фарли в эфире CNBC накануне начала акции. Руководитель General Motors Мэрри Барра, получающая 30 миллионов долларов в год, зарплата которой выросла за последние 4 года на 40%, сказала, что компания "сделала очень конкурентоспособное предложение", согласившись на 20% рост зарплаты в последующие четыре года и напомнила, что размер выплат каждого рабочего, как и ее самой, учитывает доходность компании. По ее словам, 92% ее зарплаты — это выражение успеха предприятия.

КТО ВЫИГРАЕТ И КТО ПОТЕРЯЕТ

UAW уже заявила о том, что акция может быть расширена и на другие предприятия, если сторонам не удастся договориться. Пока же участники акции пока могут рассчитывать на получение 500 долларов еженедельно из профсоюзного фонда. Не исключено, что довольно малый по количеству участников масштаб протеста также обусловлен желанием организаторов сократить расходы на него.

Как отмечают в связи с началом забастовки эксперты, если акция затянется, то автодилеры могут столкнуться с дефицитом продукции, что неизбежно приведет к росту и так ставших запредельными во время пандемии ценами на машины. Предсказать, сколько должна продолжаться акция, чтобы обернуться реальным дефицитом и ударить по доходам компаний, и карману рядовых граждан пока сложно. По данным сотрудника консалтинговой компании Global Data Джеффа Шустера, которые приводит Ассошиэйтед Пресс, Stellantis сейчас имеет достаточный запас машин по меньшей мере на 75 дней, Ford — на 62, у GM — на 51.

Помимо повышения зарплаты рабочие хотят вернуть условия труда и компенсации, в частности выплаты за инфляцию и другие пособия, которых работники отрасли лишились в 2007-2099 годах, когда автопроизводители переживали глубокий кризис и были близки к банкротству. С тех пор прибыли компаний бьют рекорды, но условия труда не были пересмотрены, указывает CNN. Опасения членов профсоюза вызывают и активный переход компаний к производству электромобилей — часть требований бастующих касается гарантий трудоустройства в будущем. Отдельная головная боль профсоюза — практика компаний нанимать на заводы так называемых временных рабочих — они трудятся за полставки без выходных и социальных гарантий.

Поддержку бастующим в соцсетях высказала сенатор Элизабет Уоррен, на акцию в Огайо пришел сенатор от этого штата Шеррод Браун, в Мичигане — сенатор Дэбби Стейбнау, высказался в поддержку бастующих и демократ Берни Сандерс. "Я поддерживаю отважных рабочих в их забастовке. Их борьба — это наша борьба за справедливую экономику. Единство навсегда", — написал Сандерс. Белый дом уже анонсировал на пятницу выступление президента Джо Байдена в связи с начавшейся забастовкой. Байден, публично активно поддерживающий национальный автопром, также выступает активным сторонником профсоюзного движения и "защитником" рабочего класса. Обе стороны имеют важнейшее значение в условиях приближающихся президентских выборов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала