За последние годы Москва разрослась так, что и коренные жители подчас не знают, где находится тот или иной новый район. А, скажем, те, кто живет в Алтуфьево, могут ни разу в жизни не побывать в Бутово, хотя при этом ездят и в Париж, и в Венецию. Но если с "надземной" частью столицы как-то еще понятно, то городские подземелья пока остаются terra incognita.

Приоткрыть для москвичей секреты "подземной жизни" родного города, вероятно, смогут специально созданные по распоряжению правительства Москвы крупномасштабные геологические карты. Соответствующее распоряжение, подписанное мэром Юрием Лужковым, гласит, что геологические карты мегаполиса должны быть созданы до конца 2009 г. "Основной целью создания этих карт является предотвращение аварийных ситуаций при строительстве различных объектов на территории столицы и создание картографической основы для оперативных экспертных оценок состояния геологической среды при возникновении различных аварийных ситуаций", - считают в мэрии. Но есть и еще одна цель – в последнее время Ю.Лужков неоднократно заявлял о том, что единственный шанс хоть как-то разгрузить городские улицы – "уйти под землю". Недавно правительство Москвы одобрило концепцию подземного освоения города. Там планируются создавать дороги, паркинги и торговые центры.

В мэрии уверены, что планомерное увеличение глубины и масштабов освоения подземного пространства в городе, а также постоянно растущая нагрузка на фундаменты /здания строятся все больших размеров/ невозможны без детального изучения, что именно происходит под землей. Это и геологические условия, и факторы риска развития опасных геологических процессов на территории современной Москвы. Функции государственного заказчика по созданию тематических геологических карт города возложены на Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции столицы. Генеральным подрядчиком по реализации этого проекта выступит государственное унитарное предприятие "Мосгоргеотрест".

Напомним, что в последнее время грунт в Москве зачастую не выдерживает испытания на прочность. Только в прошлом году в столице произошло несколько обрушений. Так, в сентябре на Ленинградском проспекте из-за нарушений при проведении строительных работ образовался провал площадью около 300 квадратных метров. Еще один инцидент произошел на улице Дежнева. А обвал грунта, возникший из-за прорыва водопроводной трубы на улице Академика Королева, привел к затоплению проезжей части и тротуаров, оставив жителей целого района без воды. И совсем недавно, в 2007 г, произошло обрушение грунта на Минской улице, из-за чего в районе в течение нескольких дней было ограничено движение автотранспорта.

Понятно, что все эти "чудеса мегаполиса" не на шутку встревожили отцов города. Поэтому они согласились с предложением Института геоэкологии Российской академии наук нарисовать геологическую карту Москвы. Эксперты уже давно говорят, что московский грунт – мина замедленного действия. "Значительная часть почвы у нас покрыта асфальтом и застройками, что мешает влаге испаряться. Это приводит к тому, что водоносный барьер ежегодно поднимается на 7–10 см. В результате грунтовые воды вымывают из почвы твердые породы, а дома стоят фактически на воде", – говорит глава Комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. Разумеется, грунт теряет способность удерживать новые здания, которые, к тому же, строятся все больших размеров. Поэтому под воздействием дополнительных внешних факторов – как-то весеннего половодья – они вполне могут "поплыть". Это чревато самыми серьезными последствиями.

В зоне особого риска находятся, разумеется, монументальные постройки – и сталинские дома, построенные из особо тяжелого материала, и небоскребы-"новоделы". Все, что строилось в начале и середине 90-х годов, нередко "не вписывается" ни в какие нормы, и такие здания представляют собой серьезную угрозу для жизни москвичей. Все эти здания должны проходить регулярный геомониторинг, считает М.Москвин-Тарханов. При этом количество небоскребов множится – только в рамках программы "Новое кольцо Москвы" столичные власти намерены до 2015 г построить 200 таких зданий. Особенно опасно, если в районе строительства протекают многочисленные подземные реки и каналы, которыми богата Москва.

Нельзя не вспомнить и грандиозный международный деловой центр "Москва-Сити" – гордость нынешних московских властей и предмет тревоги диггеров и чиновников разного уровня. Многие эксперты считают, что застройщики этой территории серьезным образом рискуют. Местная геология отличается немалым количеством карстовых пещер, то есть, пустот. Земля просто может не выдержать высотного груза, и тяжелые небоскребы уйдут под землю. А глава Росприроднадзора Олег Митволь в свое время вовсе заявил, что "Москва-Сити" находится в сейсмоопасной зоне и в ближайшее время Минприроды поставит вопрос о прекращении его строительства, а также о сносе "Алых парусов". Это заявление дружно опровергли и ученые, и градоначальники. Москва не расположена в сейсмоопасной зоне, и тектонических землетрясений здесь быть не может. Возможны лишь слабые колебания земной поверхности, которые являются отголосками сильных землетрясений, происходящих "где-то далеко". А глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин заявил, что "выступления О.Митволя под собой не имеют никаких оснований и, кроме удивления, ничего не вызывают. "Правительство Москвы уверено, что все эти объекты строятся на основании законных документов", - отметил он. А руководитель буровых работ на территории "Москва-Сити" Владимир Каширский рассказал, что началу строительства комплекса предшествовала пробивка 350 скважин и "полный комплекс лабораторных исследований и компрессионных испытаний". "Подземные карты", которые обещают нам власти, расставят все точки над i – узнать, что именно находится под Деловым центром, сможет каждый желающий.

Впрочем, по оценке ученых, на сегодняшний день геологическая ситуация в Москве сложная, но не критическая. Сейчас достоверно известные карстовые провалы находятся в северо-западной части Москвы. По данным геодезических наблюдений, там выделяются 10 зон с повышенной скоростью оседания земной поверхности. Кроме того, в городе насчитывается 15 оползневых участков. Один из самых серьезных в этом отношении участков — Воробьевы горы. Между тем, здание высотки МГУ стоит там с 1953 г по сей день, и сползать в реку вроде бы не собирается. Вывод здесь можно сделать один – строить можно везде, но на некоторых участках это обойдется значительно дороже, поскольку потребует выполнения специальных — и весьма дорогостоящих — мероприятий.

Интересно в плане "подземной карты" еще вот что – будет ли официально рассекречен маршрут секретного "метро-2", наличие которого уже не отрицают даже ответственные чиновники. Неофициальные карты "правительственной подземки" есть уже довольно давно, и каждый при желании может найти их в Интернете. Если верить им, то эта система связывает центр Москвы с Барвихой, правительственным пансионатом "Бор", правительственным аэропортом Внуково-2 и поселком Заря. Все чаще звучат предложения использовать эти линии для того, чтобы разгрузить транспортную систему Москвы. Линии "Метро-2" долгое время находились в ведомстве КГБ, а впоследствии перешли под крыло ФСБ. Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев в принципе согласился с идеей использовать засекреченные тоннели для перевозки пассажиров. Но, как он отметил, решение об этом должна принять организация, на чьем балансе находятся эти объекты.