Зерна раздора: что ждёт российский рынок кофе в 2025 году
Эксперт Бабина: российский рынок кофе изменится в 2025 году
Ирина Бабина
Бренд-директор компании-производителя кофе LAST WISH
Читать на сайте 1prime.ru
МОСКВА, 13 мар – ПРАЙМ. Кофе – не просто вкусный и ароматный напиток, но и во многом ритуал, дающий радость, бодрость и вдохновение. А в современном мире – ещё и мощный драйвер изменений в сфере производства и потребления, где традиции встречаются с инновациями, а потребительские предпочтения формируют новые тренды. Можно выделить 10 ключевых тенденций, которые с большой долей вероятности повлияют на кофейный рынок в ближайшие годы.
1. Развитие продаж онлайн и цифровизация. По предварительным оценкам, объем рынка кофе в e-commerce в 2024 году составил более 30 млрд рублей, при этом спрос на кофе в зернах вырос на 20% по сравнению с 2023 годом. Тренд развивается, в том числе, благодаря технологиям. Например, алгоритмы искусственного интеллекта учитывают вкусовые предпочтения, частоту покупок и даже время дня, когда человек пьёт кофе чаще всего. Цифровизация также затрагивает производственные процессы и будни современных кофеен. К примеру, автоматизация обжарки и упаковки позволяет снизить издержки, а владельцы кофеен повышают проходимость путём внедрения инновационных и даже полностью роботизированных систем.
2. Рост потребления кофе. Если в начале 2020-х годов средний россиянин выпивал около 1,5-2 кг кофе в год, к 2025 году этот показатель может увеличиться до 2-2,5 кг. Это связано с популяризацией кофейной культуры, особенно среди молодёжи. Молодые люди активно интересуется различными способами приготовления кофе, особенно альтернативными методами заваривания.
3. Увеличение доли потребления кофе вне дома. Кофейни, бары и клубы по интересам становятся всё более популярными местами для потребления кофе. С чашкой кофе в руке встречаются с друзьями и знакомятся, проводят вебинары и видеоконференции, посещают культурно-образовательные мероприятия, принимают участие в мастер-классах. Кроме того, кофейни привлекают дополнительными услугами, да и просто – яркими креативными названиями. Бесплатный Wi-Fi, возможность использовать заведение для работы и персональных консультаций с клиентами, сотрудничество заведений с другими отраслями, такими как мода или искусство, – всё это приводит в кофейни новую аудиторию.
4. Развитие кофейного ритейла. В текущем году продолжится распространение сетевых кофеен, а также рост предложений по франшизам. Не останутся в стороне от прогресса и локальные бренды: соревнуясь с "корифеями", они будут привлекать клиентов всё теми же уникальными концепциями. Формат "кофе с собой" (takeaway) также останется популярным, но с акцентом на качество и эксклюзивность предложений.
5. Премиализация рынка. Рынок кофе уже насыщен, поэтому покупатели становятся более требовательными к качеству. Растет спрос на specialty-кофе – премиум-продукт с уникальными вкусовыми характеристиками. Потребители всё чаще выбирают моносорта и кофе с чёткой прослеживаемостью происхождения (single-origin) из одного региона или даже с одной плантации.
6. Экологичность. Современный премиальный кофе – это не только про вкус, но и про ответственность. Люди хотят быть уверены, что они поддерживают производителей, которые не наносят вред природе: бережно используют воду, землю и другие ресурсы, переходят с традиционной пластиковой упаковки и стаканчиков на перерабатываемые или биоразлагаемые варианты. Некоторые бренды идут еще дальше, предлагая полностью безотходные решения: например, покупатель с собственной тарой может получить скидку на напиток.
7. Изменения в ассортименте. Потребители, особенно молодёжь, все чаще ищут новые вкусовые ощущения и экспериментируют с нестандартными способами приготовления и подачи кофе. Это приводит к росту популярности напитков, выходящих за рамки привычного эспрессо или капучино. Такие слова, как "пуровер", "аэропресс", "нитро-кофе" или "кемекс" уже не пугают, а вдохновляют тех, кто стремится открыть новые оттенки вкуса.
8. Влияние экономических факторов. В целом в 2025 году вероятен дальнейший рост цен на кофе с незначительными колебаниями из-за объёмов урожая в странах-производителях и логистических издержек. И, конечно, на стоимость кофе для конечного потребителя будут влиять курс рубля и таможенные пошлины.
9. Здоровый образ жизни. Люди всё чаще интересуются кофе с пониженным содержанием кофеина или функциональными добавками, такими как витамины или адаптогены, повышающими устойчивость организма к пагубным воздействиям внешней среды. Также растет популярность кофе без сахара и с натуральными подсластителями.
10. Влияние глобальных трендов. Например, в Азии набирают популярность кофейные напитки с добавлением чая матча или кокосового молока, а в Европе – кофе со специями, от "предсказуемого" кардамона до всё ещё довольно непривычной куркумы. Эти влияния проникают и на российский рынок, делая его более интересным и разнообразным. Поэтому главное для производителей и ритейлеров – не лениться адаптироваться к новым запросам. И тогда конкурентные преимущества не заставят себя ждать.
Автор - бренд-директор компании-производителя кофе LAST WISH Ирина Бабина
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.