МОСКВА, 16 ноя — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Резолюция Генассамблеи ООН, согласно которой Украине якобы должны быть переданы замороженные в рамках западных санкций международные активы России, не имеет никакой юридической силы и не является руководством к действию. Для чего она была принята и к чему может привести незаконное изъятие почти 300 миллиардов долларов, выведенных из российской экономики?
В России факт принятия резолюции охарактеризовали резко негативно. Западные страны стремятся использовать заблокированные ими суверенные средства России для продолжения поставок и оплаты уже предоставленных Киеву вооружений, констатировал постоянный представитель страны в ООН Василий Небензя в ходе заседания организации. Он назвал документ ООН "неприкрытым грабежом" и предупредил, что принятие резолюции может бумерангом ударить по его инициаторам. А заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев заявил в своем Telegram-канале, что западные страны пытаются "наскрести юридическую основу для кражи незаконно арестованных российских активов".
По словам вице-спикера Совфеда Константина Косачева, такие резолюции ООН в принципе не обязательны к исполнению. Если же они своим содержанием противоречат Уставу ООН и основополагающим нормам международного права, то становятся не просто декларативными, но юридически ничтожными. Впрочем, по его мнению, это вряд ли остановит попытки придать легитимность аресту, изъятию и последующему использованию по собственному произвольному разумению замороженных 300 миллиардов долларов, которые Россия доверила западным финансовым институтам, поверив в их надежность и незыблемость.
Эксперты не верят в скорое завершение этих разбирательств, если они перейдут в судебную плоскость. "Полагаю, все-таки речь о решении в пользу Украины, которым будет зафиксирован факт нанесения ущерба и размер убытков. Во всяком случае, уже звучало предложение о составлении некоего реестра убытков, нанесенных Украине", — отметила руководитель санкционной практики АБ "А-ПРО" Екатерина Макеева. Кто и как будет фиксировать эти убытки и подтверждать, что они нанесены российской стороной, пока неясно. В настоящее время известно об исках Украины в ЕСПЧ (решения которого Россия не признает) и в Международный суд ООН (обвинение в геноциде). У ГА ООН, принявшей резолюцию о возмещении ущерба, действительно нет таких полномочий. Поэтому пока рано делать прогнозы, считает она.
ДЕНЕГ САМИМ НЕ ХВАТАЕТ
Главное, для чего США и Европа пытаются отнять российские активы, чтобы прекратить финансировать Украину за свой счет — деньги им нужны для поправки дел в собственной экономике, считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества (ИНО) Василий Колташов. "То есть своих денег киевскому режиму они давать не хотят, потому что понимают, что ничто не будет возвращено. Как только окажутся выключены энергетическая и транспортная системы, неминуемо разрушение всей экономической системы киевского режима", — рассуждает он.
Добавим: если даже новые средства для нынешнего украинского режима выделяются в виде кредитов, в Вашингтоне полностью отдают себе отчет в том, что едва ли эти кредиты выглядят как возвратные. А попытка компенсировать издержки за счет замороженных счетов России, фиктивно передав их Украине, может выглядеть вполне заманчиво для тех, кто продолжает подпитывать киевский режим.
А в Европе и США налицо нарастание инфляции до уровней, не привычных для западных экономик. Ситуация в Европе усугубляется нехваткой доступных энергоресурсов по приемлемым ценам, что уже стало серьезным вызовом не только для существенной доли промышленности, но и для домохозяйств. В США обостряется внутриполитическая борьба, и многие сомневаются, что республиканцы, получив большинство в Конгрессе, продолжат безоглядно спонсировать Киев.
Эксперты не отрицают, что за изъятием госсредств — если до этого все же дойдет — последует и отъем собственности российских компаний и граждан на Западе, например, заморозка вкладов — такие прецеденты уже были, например, во Франции. Могут дойти и до того, что права человека в западных странах перестанут распространяться на людей с российским гражданством.
ПРЕЦЕДЕНТ
Насколько Запад готов на это пойти — вопрос особый. Дело не только и не столько в замороженных российских миллиардах, сколько в прецеденте — ведь точно так же средства любой другой страны находятся в американских и европейских бумагах, считавшихся доселе супернадежными. А это значит, что они тоже могут в любой момент "обнулиться" — если политика Китая или, к примеру, Бразилии придется Штатам не по вкусу. На данный момент заморожены резервы еще нескольких стран, в том числе, Ирана и Венесуэлы, но никому эти деньги до сих пор не раздавали. Тем не менее, другие крупные держатели американских долгов заволновались и начали предпринимать меры по их сокращению.
Так, Китай уже начал подготовку к возможным попыткам поступить с его активами в том же ключе, что и с российскими, указал сопредседатель "Ассоциации содействия повороту на восток" (АСПВ) Максим Кузнецов. "В этом году вложения КНР в государственные облигации США упали до уровня ниже 1 триллиона долларов, — отмечает он. — Вопрос безопасности активов является сейчас крайне актуальным, поэтому в среднесрочной перспективе можно ожидать сокращения вложений в госдолг США со стороны азиатских инвесторов", — считает эксперт.
Это, в конечном итоге, ударит по самой финансовой системе, основанной на господстве доллара, вере в его силу и в неприкосновенность хранящихся в американских бумагах резервов. Да и в принципе по системе международного права, уверены эксперты. "Любой прецедент насильственного навязывания воли какой-либо группы государств с нарушением этих принципов безусловно станет свидетельством прекращения международного права как такового", — указывает Макеева из "А-ПРО".
Косвенно, признаком вмешательства является и постепенное распространение принципа экстерриториальности национального права в международных частных отношениях. По сути, речь об использовании инфраструктуры международного финансового рынка (в частности, банковской системы) в целях навязывания воли одних государств в адрес других, добавила она.
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ
В этой ситуации Россия вряд ли будет отвечать на резолюцию ООН, поскольку ни к каким конкретным шагам она не приведет, уверены эксперты. "А вот на действия каждой конкретной страны, которая попытается изъять российские активы под каким бы то ни было предлогом, будут разрабатываться индивидуальные ответные меры", — считает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Инструменты для этого у России есть. Уже введен ряд значимых ограничений для нерезидентов, среди которых запрет на выплаты иностранным инвесторам доходов от ценных бумаг российских организаций (если их эмитентами выступают российские компании), запрет на переводы за рубеж нерезидентами недружественных стран и получение наличной валюты. Иными словами, продать активы в России можно, вывести деньги — нет.
Кроме того, в России есть активы многих западных компаний, которые мы также можем заморозить, а потом обменяться с ними по взаимозачету (мы размораживаем ваши активы, вы — наши резервы) либо использовать по своему разумению. В начале мая спикер Госдумы Вячеслав Володин оценивал общую сумму средств иностранных инвесторов в России в более чем 500 миллиардов долларов. А замглавы Совбеза Медведев пригрозил изъятием частных иностранных инвестиций в России в случае воровства замороженных активов. Активы вкладчиков других стран, которые, по его мнению, могут быть изъяты в ответ, превышают 300 миллиардов долларов.
Пока Россия, желая соблюдать договоренности и правила, не пытается изъять замороженные активы зарубежных инвесторов, но эта возможность есть.
Возможны и нематериальные ответы. По мнению Колташова, правовой статус имущества недружественных государств в пределах российской юрисдикции может быть изменен. Так, пытаясь отсечь Россию от технологий, в западных странах забывают, что технологии держатся на праве интеллектуальной собственности. "Необходимо [в качестве ответа на незаконное изъятие российских активов] отменить права, которые выдали западные государства на нематериальные продукты. То есть освободить интеллектуальную собственность, — рассуждает эксперт. — Если такой акт принять, то, например, операционная система Windows перестанет быть собственностью. Microsoft будет считаться лишь создателем. И не будет иметь право запрещать эту систему взламывать, копировать, модифицировать, продавать", — пояснил он.
В любом случае, судя по тому, как развиваются события, России не приходится рассчитывать, что она получит свои деньги обратно. Однако возможности для ответных шагов, способных компенсировать стране понесенные потери, есть.