Москва, 31 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Проблема долгов российских регионов обсуждалась во вторник на высшем уровне. Президент Владимир Путин призвал регионы снизить  коммерческие задолженности до уровня не более половины собственных доходов. На данный момент так называемый рыночный долг регионов составляет почти половину госдолга субъектов РФ - более 1 трлн рублей, отметил он. При этом долг ряда субъектов превышает их годовой доход, а у 11 регионов – половину доходов. 

По словам главы государства, необходимо решить проблему рыночных долгов регионов, чтобы те могли эффективно развиваться. Для этого необходимо предоставить из федерального бюджета целевой кредит для погашения части рыночного долга. "Мы идем на такой шаг в исключительном порядке... В следующей трехлетке откажемся от предоставления так называемых длинных бюджетных кредитов для тех регионов, которые участвуют в программе реструктуризации", - подчеркнул Путин. 

Министр финансов РФ Антон Силуанов

Силуанов: Поддержка решения проблемы долгов регионов в 2017 г составит 60 млрд руб

По словам главы Минфина Антона Силуанова, помощь субъектам в 2017 году может обойтись в 60 млрд рублей. "Для поддержки регионов в четвертом квартале у нас есть остаток нераспределённых средств финансовой помощи субъектам РФ", - пояснил он. 

Ранее Силуанов констатировал рост долговой нагрузки в регионах - если в прошлом году дефицит их бюджетов составил 12,4 млрд рублей, в этом ожидается около 15 млрд рублей. Кое-где дела совсем плохи. Так, на минувшей неделе Хакасия обратилась к властям с просьбой о выделении республике 28,2 млрд рублей из-за "катастрофической ситуации". Госдолг по итогам 2017 года составит 24,7 млрд рублей. А Карелия стала первым российским регионом, заявившим о нехватке денег на повышение зарплат бюджетникам в 2017 году согласно "майским указам" президента. Она также попросила у Минфина дополнительные средства. 

ОТКУДА ДОЛГИ

Долги регионов делятся на две основные группы – перед федеральным бюджетом и перед коммерческими организациями (как правило, это банки). По словам руководителя группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрея Пискунова, накопление коммерческого долга регионами было вызвано именно необходимостью выполнять требования "майских указов" в отношении уровня оплаты труда в бюджетной сфере. "Проблема в том, что сроки выполнения требований совпали с периодом снижения доходов региональных бюджетов. В отсутствии собственных источников доходов, регионы были вынуждены обратиться на рынок коммерческого долга", - пояснил он. 

Доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им.Г.В.Плеханова Владимир Колмаков говорит о более фундаментальной проблеме, вытекающей из финансовой несамостоятельности большого количества регионов. Основу этого явления формирует бюджетный федерализм: регионы не имеют достаточных источников собственных доходов, но имеют целый ряд доведенных "сверху" обязательств (например, социальных), которые необходимо исполнять в любом случае.

Финансовая несамостоятельность в различной степени присуща большинству субъектов РФ, которые в разные периоды были вынуждены привлекать заемные средства: одни – для реализации проектов развития, другие – для покрытия текущих расходов. И если в первом случае привлечение частного капитала на условиях займа является нормальной практикой (если осуществлено на рыночных условиях), то второе – индикатор проблем и сигнал о необходимости реформирования системы распределения доходов между уровнями бюджетной системы. 

Президент РФ Владимир Путин

Путин поручил правительству следить за погашением регионами бюджетных кредитов

 В обоих случаях заимствования, привлеченные даже на рыночных условиях, необходимо соотносить с бременем расходов на их обслуживание: средняя за 2016 год задолженность регионов по коммерческим кредитам составила 1166,4 млрд рублей, за 9 месяцев 2017 года – 1084,9 млрд рублей. При условной процентной ставке 10% годовых процентные расходы составляют порядка 100 млрд рублей в год. "Позволительны ли такие расходы? На фоне вложений федерального бюджета в практически бездоходные иностранные облигации – нет. Могут ли регионы их "осилить" - тоже не все", - рассуждает Колмаков.

ПОМОЩЬ ИЗ БЮДЖЕТА

Сегодня проблема закредитованности регионов решается замещением банковских кредитов значительно более дешевыми бюджетными займами, а также запретами в отдельных случаях на привлечение долгового финансирования регионами. Пискунов полагает, что частичным решением станет реструктуризация бюджетных кредитов, вопрос о которой уже решен положительно. 

Действующий план предполагает два графика реструктуризации в зависимости от темпов роста доходов региона – на 7 или на 12 лет. Частично также произойдет и инфляционное списание долга – бюджетные кредиты предоставлялись по ставке 0,1%, а при таких отсрочках по выплате инфляция съест существенную часть того что планируют реструктурировать. Фактически речь идет о долгосрочной реструктуризации и частичном списании 70% субфедерального долга, говорится в исследовании АКРА.

На данный момент пока нет ясности по условиям реструктуризации. Речь идет об ограничении ставки по коммерческим долгам и ограничение общего уровня долга, отмечает эксперт. На текущий момент не все регионы, подпадающие под реструктуризацию долгов, могут выдерживать эти требования. В случае нарушения условий, график меняется на "20% ежегодно", то есть реструктуризация на 5 лет. Механизм трансфертов из бюджетов менее предпочтителен, так как может сильно подорвать бюджетную и долговую дисциплину регионов, добавил Пискунов.

БОЛЬШЕ НАЛОГОВ РЕГИОНАМ

Однако коренных изменений не произойдет, пока регионы будут финансово несамостоятельными, уверен Колмаков. Бюджетные трансферты, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, применяются уже давно и представляют собой альтернативный способ "латания дыр" в части финансирования текущих расходов региональных бюджетов.

Принципиальные же решения лежат в области искоренения финансовой несамостоятельности регионов. На данный момент из общеустановленных налогов в бюджет субъектов федерации зачисляется налог на имущество организаций, часть НДФЛ, часть налога на прибыль организаций, транспортный налог – все они далеко не самые "ёмкие". Величина поступлений зависит от размера налогооблагаемой базы, темпы роста которой не поспевают за динамикой роста бюджетных обязательств, особенно в кризисные периоды. 

При этом НДС и акцизы, больше коррелирующие с экономической динамикой и фактически индексирующиеся в режиме реального времени, идут в федеральный бюджет. А их сборы сопоставимы с величиной поступлений по перечисленным выше общеприменяемым налогам. Есть оценки, согласно которым зачисление части НДС в региональный бюджет позволит урегулировать ситуацию с недостатком собственных доходов чуть ли не в половине субъектов РФ, заключил представитель РЭУ им.Г.В.Плеханова.