Рейтинг@Mail.ru
Накладные расходы: что это такое, расчет, состав, нормативы на 2023 год
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессы - ПРАЙМ, 1920Статья

Накладные расходы: понятие, состав, расчет и нормативы на 2023 год

Накладные расходы - ПРАЙМ, 1920, 25.08.2023
Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 25 авг — ПРАЙМ. Накладные расходы включают в себя косвенные затраты организации. Они важны для определения рентабельности бизнеса, формирования себестоимости продукции и планирования прибыли. Что это такое простыми словами, где учитываются в сметах, формула расчета в процентах и нормативы на 2023 год — в материале агентства «Прайм».

Накладные расходы

«Накладные расходы — это расходы, которые напрямую не учитываются в производственной деятельности организации (в отличие от прямых). Тем не менее, они оказывают влияние на жизнедеятельность предприятия», — поясняет Ирина Смирнова, налоговый консультант, управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер». 

Что в них входит

Закон не предусматривает четкого определения накладных расходов. Поэтому компании вправе определять, что относить к этой категории трат самостоятельно на основании локальных актов. Порядок учета отражается в учетной политике.

«Нормативы формирования косвенных затрат установлены для трех отраслей — медицины, химического производства и строительства», — говорит Ирина Смирнова.

Чаще всего накладные расходы делятся на общехозяйственные и производственные.

Общехозяйственные траты никак не связаны с производством, например:

  • рекламный бюджет;

  • оплата мобильной связи, интернета, почтовых расходов;

  • оплата консультационных и информационных услуг;

  • юридическое сопровождение;

  • найм и обучение персонала. 

В конечном итоге, цель общехозяйственных расходов — увеличение прибыли.

Производственные затраты призваны увеличить эффективность работы на производстве. Они могут включать оплату:

  • аренды производственных помещений (не используемых в основной деятельности);

  • амортизации оборудования;

  • страховых отчислений;

  • труда административно-управленческого звена;

  • санитарной обработки;

  • сертификации и аттестации товаров и т.д.

Зачем учитывать накладные расходы

Учет накладных расходов позволяет:

  • более точно определить общую стоимость проекта или бизнеса, чтобы принять решение о его рентабельности:

  • эффективно планировать и контролировать бюджет предприятия — правильное распределение и учет накладных расходов способствуют контролю прибыли в будущем;

  • формировать себестоимость конечного продукта — точные значения этих трат помогают установить выгодную цену для продажи.

И еще один немаловажный фактор, по словам Ирины Смирновой, косвенные траты помогают снизить налоговую базу для некоторых обязательных взносов.

© fotolia.com / fresh_water Рубли
Рубли - ПРАЙМ, 1920, 25.08.2023
Категории накладных расходов

«В состав накладных расходов входят различные категории затрат — административные, коммерческие расходы, на управление персоналом, содержание и эксплуатацию оборудования, а также прочие операционные расходы», — комментирует Василий Алексеев, генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.

Категории накладных расходов могут различаться в зависимости от конкретной отрасли и типа бизнеса. Например, в производственной отрасли это могут быть расходы на обслуживание оборудования или амортизацию, а в сфере услуг — расходы на рекламу и маркетинг.

Распределение накладных расходов

Поскольку накладные расходы нельзя отнести ни к одному виду продукции или работ, их распределяют каждый месяц на всю себестоимость или себестоимость определенной группы расходов.

По словам Ирины Смирновой, они могут распределяться следующими способами:

  • пропорционально объему продаж (количество);

  • пропорционально выручке от реализации конкретного продукта или услуги;

  • пропорционально оплате труда сотрудников производственного сектора;

  • пропорционально нормативной себестоимости.

Варианты учета могут быть разными. Компании вправе использовать один или сразу несколько. По словам Василия Алексеева, пересмотр накладных расходов в сторону сокращения может привести к росту прибыли, поскольку именно накладные расходы напрямую не влияют на производимый продукт. Ведь если приобретать более дешевое сырье и экономить на расходных материалах, это может отразиться на качестве и безопасности продукции, а, как следствие, на репутации и экономическом успехе компании в целом.

«Правильное и продуманно выстроенное соотношение накладных расходов и основных затрат позволит вести постоянный учет себестоимости продукции, поскольку размер накладных расходов хоть и косвенно, но все равно влияет на цену единицы выпускаемой продукции», — говорит эксперт.

Расчет накладных расходов

«Если в небольших компаниях, в малом и среднем бизнесе, соотношение основных и накладных расходов не столь важно и прозрачно, то в крупных компаниях понимание этого соотношения может напрямую влиять на принятие стратегических решений, касающихся прибыли и её планирования», — говорит Василий Алексеев.

Сложность подсчетов, по мнению эксперта, состоит еще в том, что нужно правильно распределить, что относится к прямым расходам, что к накладным, что к внереализационным. У компании могут быть расходы на судебные процессы, на уплату госпошлин, разовые траты, которые нужно правильно отнести к определенному виду. Это может напрямую влиять на налоговую базу по ряду систем налогообложения.

По словам Ирины Смирновой, обычно предприятия считают соотношение накладных расходов к прямым затратам по формуле:

Накладные расходы: прямые расходы х 100%.

Управляющий КППС Александр Абрамов отмечает, что не все предприятия выделяют и считают накладные расходы отдельно от основных, только в некоторых отраслях их необходимо рассчитывать — например, в строительстве (где накладные расходы обязательно учитываются в сметах), в сфере медицинских услуг, в химической промышленности. Например, порядок расчета накладных расходов в строительной отрасли подробно прописан в Письме Минстроя РФ от 30.10.1992 № БФ-907/12.

Нормирование накладных расходов

«Нормирование накладных расходов позволяет установить предельные значения затрат в определенных категориях. Нормативы могут быть установлены на уровне отрасли или предприятия и помогают контролировать затраты и сравнивать их с аналогичными предприятиями», — говорит Василий Алексеев. Норматив накладных расходов также утверждается на федеральном и региональном уровнях. 

Компании определяют предельные величины таких затрат в зависимости от масштаба и специфики деятельности. Ирина Смирнова уточняет, что при определенных видах работ рекомендуется вносить их в смету сразу для исключения выхода за пределы планируемой суммы. Нормирование накладных расходов в трех вышеупомянутых отраслях регламентируется приказами Минпромнауки, Минстроя и Минздрава, соответственно.

Списание накладных расходов без распределения

Василий Алексеев поясняет, что списание накладных расходов без их распределения может быть необходимо в случае, когда затраты не могут быть точно отнесены к определенной статье или центру ответственности. В таких случаях они могут быть списаны на общую сумму накладных расходов.

Накладные расходы в налоговом учете

Накладные расходы являются неотъемлемой частью налогового учета, а их правильный учет и списание могут помочь предприятию снизить налогооблагаемую базу и уменьшить налоговые обязательства. За счет накладных расходов можно снизить:

  • налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль предприятий, использующих метод начисления. Накладные расходы учитываются в том периоде, в котором они понесены (ч. 2 ст. 318 НК РФ).

  • налогооблагаемую базу при расчёте налога предприятий, использующих кассовый метод учёта доходов и расходов, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. Расходы поименованы и закреплены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Ирина Смирнова акцентирует внимание на том, что расходы можно признать только после их фактической оплаты.

Денежные купюры - ПРАЙМ, 1920, 25.08.2023
Ошибки при определении накладных расходов

Василий Алексеев предупреждает, что ошибки при определении накладных расходов могут привести к неправильному определению общей стоимости проекта или бизнеса, что повлияет на его рентабельность. Поэтому важно проводить анализ и контроль затрат, чтобы минимизировать возможные ошибки.

Иногда предприятия путают накладные и внереализационные расходы. Ирина Смирнова поясняет, что это становится причиной расчета неправильной себестоимости продукта, а впоследствии и прибыли. «Внереализационные расходы никак не связаны с производством и реализацией товара или услуги. Если бухгалтер отнесет к накладным затратам, например, судебные издержки, то он тем самым снизит налогооблагаемую базу. Тогда у налоговой могут возникнуть вопросы, а предприятию будет грозить штраф», — говорит эксперт.

Практические примеры накладных расходов

Александр Абрамов приводит в пример работу кондитерского цеха. Когда цех закупает продукты, из которых производит выпечку — муку, сахар, яйца и т.д., это основные расходы, которые напрямую влияют на себестоимость продукции. Но данному цеху приходится платить за аренду, амортизировать оборудование, оплачивать услуги бухгалтерского и юридического сопровождения, организовывать и оплачивать рекламные кампании и т.д. Таким образом, эти затраты, которые не относятся напрямую к производимой продукции, считаются накладными. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала