МОСКВА, 5 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова. Продажу алкоголя на заправках запретили в 2011 году, желая оградить автолюбителей от спонтанных покупок и снизить ДТП на дорогах. После сентябрьского совещания у вице-премьера Дмитрия Козака правительство вернулось к идее продажи алкоголя на заправках, инициативу решено прорабатывать. Такое предложение появилось у нефтяников, желающих восполнить недоимки от продажи топлива по текущим ценам. По их мнению, в текущем виде рентабельность АЗС низкая.

Потенциально возврат алкоголя на прилавки автозаправок может поддержать доходы нефтяников, говорят опрошенные агентством "Прайм" аналитики. Такая мера может привести к росту выручки на заправках на 30-40%, что на фоне введения новых налогов сдержит негативные последствия от "сложного" 2019 года, замедлит рост инфляционных ожиданий.

Как утверждают эксперты, инициатива хоть и спорная с точки зрения здоровья россиян, однако вряд ли она сильно отразится на населении. Всегда есть альтернатива в виде покупки алкоголя в магазине.

ВЫГОДЫ НЕФТЯНИКОВ

Подобный шаг со стороны правительства вполне ожидаем, говорит аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин. Ранее уже было принято решение поднять с 1 января 2019 года акцизы на бензин и дизельное топливо. Акциз на бензин вырастет на 3700 рублей — до 11892 рублей. "Это повышение произойдет одновременно с повышением НДС и может спровоцировать инфляционный шок, так как цены на бензин очень сильно влияют на инфляционные ожидания", — поясняет он.

Такое повышение частично можно было бы компенсировать за счет снижения наценки на топливо по цепи поставщиков. "В частности, повышение выручки и маржи заправок от продажи прочих товаров при сохранении высокого уровня конкуренции должно способствовать сокращению наценки", — говорит он.

Между тем, в рознице наиболее высокая наценка устанавливается на товары, потребитель которых минимально чувствителен к цене, например, элитный алкоголь, дорогие сыры, мясопродукты. "Наценка на алкоголь в рознице доходит до 100-150%", — напоминает он. 

Реализация данной инициативы может в определенной мере оказать положительный эффект на рентабельность отечественных АЗС: трансформация заправок в точку удовлетворения широкого спектра потребительских нужд является процессом, характерным для многих развитых экономик, говорит главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович.

"На наш взгляд, возвращение алкоголя в список разрешенных к продаже товаров на заправках может привести к росту выручки от продажи сопутствующих товаров на 30-40%", — считает он.

По его мнению, ожидаемый рост рентабельности АЗС при реализации данных инициатив может оказать сдерживающее влияние на повышение топливных цен в перспективе "сложного" 2019 года. Вместе с тем данная мера может оказать поддержку не только компаниям нефтяной отрасли, не исключает он.

Пивоваренная компания "Волга" ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен"

Дешевое пиво в России может закончиться

"Сейчас обсуждаемые инициативы включают в себя разрешение на продажу алкогольной продукции на АЗС в виде пива и вина. Можно предположить, что при реализации данных инициатив к пивной продукции могут быть предъявлены специфические требования по продаже, а именно – продаже пива в алюминиевой таре", — рассуждает Покатович. Данная мера может рассматриваться как еще один механизм поддержки крупнейшего отечественного производителя алюминия, отмечает он.

Инициатива команды Козака с точки зрения увеличения прибыли бизнеса нужная: автомобильные заправки — это место, куда автолюбители заезжают регулярно, говорит доцент кафедры предпринимательства и логистики бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Строганов. "Учитывая количество автолюбителей только в столице, практика, когда заправка становится местом "одного окна", очевидно несет выгоду для бизнеса", — поясняет он. По его словам, продажа алкоголя значительно повысит уровень среднего чека на АЗС, поэтому поднимет рентабельность заправочного бизнеса.

Автозаправочная станция

Независимые АЗС просят Путина принять меры во избежание скачка цен на бензин

Вероятно, расчет нефтяников идет на то, что водитель, увидев на прилавке алкоголь, совершит импульсивную или эмоциональную покупку, если он едет, например, в гости, говорит Строганов. "Если, заправляясь, автолюбитель увидит на прилавке алкоголь, то, вполне возможно, совершит так называемую импульсную или эмоциональную покупку. Как подарок это неплохой вариант", — объясняет он. При этом он считает, что ограничить рост цен на топливо эта инициатива точно не сможет, так как этот рост не имеет экономического обоснования, а несет исключительно рыночный характер прибыли владельцев сетей автозаправок. 

При этом повысить привлекательность самих автозаправок не получится, так как ездить на заправки исключительно ради того, чтобы приобрести алкоголь могут разве что в местах с плохо развитой инфраструктурой или в сельской местности. В городах и без того хватает алкогольных магазинов, торговых сетей и супермаркетов, где цены будут более приемлемыми.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

По мнению Покатовича, вряд ли есть прямая связь между объемами продаваемого алкоголя на АЗС и числом ДТП. "Продажа алкоголя на АЗС частично сможет заменить аналогичные продажи в придорожных магазинах, в которых, в свою очередь, качество алкогольной продукции может быть значительно ниже, а регламенты по продаже алкоголя могут не выполняться", — полагает он. 

Негативных последствий с точки зрения учащения аварий, скорее всего, не произойдет, полагает Нигматуллин. Владелец автомобиля и так может заехать в любой магазин и приобрести алкоголь.

С точки зрения последствий для общества, инициатива хоть и спорная, но тем не менее, по мнению Строганова, команда Козака понимает, что особой опасности она не несет. "У нас сейчас работают совершенно драконовские меры по наказанию выпивающих за рулем водителей, что очень хорошо и правильно, поэтому вряд ли кто-то осознанно приобретет алкоголь на заправке с тем, чтобы его употребить в дороге", — заключает он.