МОСКВА, 5 апр — ПРАЙМ. Второй по объему выручки российский ритейлер "Магнит" в пятницу подтвердил, что сделал "Ленте" (которая является третьим ритейлером) предложение по выкупу 100% ее акций и заинтересован в сделке. Сама "Лента" сообщила, что "Магнит" 1 апреля сделал ей условное необязывающеее предложение о приобретении 100% бизнеса за 1,8 млрд долларов.

"Севергрупп" прокомментировала ситуацию вокруг "Ленты" и "Магнита" >>

До этого у "Ленты" уже появился покупатель. Компания "Севергрупп" Алексея Мордашова в ночь на вторник сообщила о достижении договоренности по покупке у основного акционера "Ленты" — TPG Group — 34,44% акций ритейлера. Еще 7,4% "Севергрупп" готова купить у Европейского банка реконструкции и развития. Сумма сделки составляет порядка 729 миллионов долларов, ее закрытие ожидается до конца мая.

Универсам Магнит в Адлере

"Магнит" подтвердил интерес к покупке "Ленты"

После закрытия сделки "Севергрупп" планирует объявить оферту миноритариям "Ленты" по покупке принадлежащих им бумаг по 18 долларов за акцию и 3,6 доллара за GDR — на 6,5% больше цены закрытия торгов на Лондонской бирже во вторник.

Независимые директора "Ленты" обратились к "Магниту", чтобы подтвердить, намерена ли компания осуществлять сделку с "Лентой" в свете предложения "Севергрупп". В случае положительного решения директора "Ленты" просили предоставить информацию о времени и условиях сделки. "Магнит" этого пока не сделал — были лишь переговоры общего характера. Они обещали сделать все, чтобы добросовестные конкурирующие предложения были проведены в соответствии с уставом ритейлера.

В свою очередь, в "Севергрупп" заявили, что соглашение с "Лентой" уже подписано, оно обязывающее и не подлежит никаким изменениям.

ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА

Сама отрасль сейчас не дает серьезных возможностей для роста, как следствие — логична консолидация через покупку других компаний, рассуждает аналитик по ритейлу "АТОН" Виктор Дима. "Сейчас сектор проходит через сложный период, связный со слабым ростом доходов населения, высокой конкуренцией и с другой стороны — очень низкой инфляции, которая вносит существенные коррективы в планы продовольственной розницы", — указал он.

Из-за этого основные игроки долго не могли строить планы на будущее, но теперь появляется понимание, что интерес к активам все же есть. Предложенная цена ниже фундаментально справедливой и в целом мультипликаторы находятся на низком уровне. Поэтому время для покупок в ритейле сейчас хорошее. С помощью таких сделок компании смогут занять более высокую нишу.

По словам аналитика по потребительскому сектору "Райффайзенбанка" Егора Макеева, переговоры шли параллельно. "Судя по новостям, "Магнит" вовремя не предоставил необходимую информацию по условиям потенциальной сделки, в частности, как он собирается консолидировать 100% "Ленты", ведь более 50% ее акций находятся в свободном обращении", — сказал эксперт.

УГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Эксперты полагают, что сейчас изменить сделку будет достаточно сложно. Теперь TPG, ЕБРР и "Севергрупп" имеют обязывающее соглашение, значит, сделка в любом случае осуществится после одобрения ФАС.

Однако "Лента" имеет достаточно большой free float, по оценке компании, он составляет 57,22%."Эти акции "Магнит" при желании может выкупить на рынке — преимущество получит тот, кто сделает миноритариям лучшее предложение. "Если у "Магнита" действительно есть такая цель, то теоретически он может получить контроль над "Лентой", — полагает Макеев.

По мнению представителя "АТОН", без достижения соглашения с основными продавцами — TPG Group и ЕБРР — получить контроль над "Лентой" вряд ли удастся. Покупки с рынка в таком объеме могут очень быстро поднять стоимость акций выше справедливой цены. С другой стороны, соглашение обязательно для "Севергрупп", TPG Group и ЕБРР. Таким образом развернуть сделку для Магнита, если даже и есть такое желание, будет очень сложно, так как "Севергрупп" с большей вероятностью получит более 50% в "Ленте" после завершения оферты.

ИЩИ, КОМУ ВЫГОДНО

С точки зрения бизнеса, потенциальная синергия с "Магнитом" выглядит более очевидной, чем в случае "Севергрупп", полагают эксперты.

Алексей Мордашов

Мордашов углубляется в ритейл

"Во-первых, "Магнит" возглавил экс-гендиректор "Ленты" Ян Дюннинг, который хорошо знает бизнес компании и мог бы сделать процесс объединения более гладким. Во-вторых, с точки зрения географии у "Ленты" сильные позиции в Москве и Санкт-Петербурге, а у "Магнита" в регионах. И, наконец, "Лента" наиболее эффективна в формате гипермаркетов, а "Магнит" присутствует в форматах магазинов у дома и дрогери. И здесь объединение было бы эффективным", — говорит Макеев.

По его оценке, после потенциального слияния "Лента" и "Магнит" обошли бы по доле рынка лидера российского ритейла Х5 Group.
Что касается, "Севергруп", то единственный их актив в ритейле — онлайн-ритейлер "Утконос". Он лидирует на рынке онлайн-доставки продуктов, хотя представлен лишь в Москве и Московской области. У "Ленты" нет собственных проектов в онлайн, хотя есть партнеры по доставке продуктов. "Утконос" мог бы помочь ей развивать это направление.

Дмитрий из "АТОН" добавил, что при всех возможностях синергии выгода достанется покупающей стороне. Поэтому для продавцов выгоднее смотреть, кто заплатит лучшую цену.

"Глобально ритейл пытается переизобрести себя — старые модели роста, основанные на открытии новых однотипных магазинов с одинаковым ассортиментом, перестают работать. Ритейл в России все больше приобретает черты, типичные для развитого рынка — обилие форматов, в том числе, монопродуктовых, тренд на здоровое питание, разнообразие предложений. Покупатель становится все более требовательным к качеству и сервису. Тот, кто в этих условиях предложит лучшую бизнес-стратегию и сможет ее реализовать, окажется в плюсе", заключил он.