МОСКВА, 11 июн — ПРАЙМ. РЖД предлагают снизить на 12% тариф на порожний пробег полувагонов на расстояниях до 2,4 тысячи километров, но повысить на 15% на более дальних перевозках, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на письмо заместителя гендиректора РЖД Алексея Шило в Совет потребителей от 6 июня.

По оценкам операторов, это даст монополии порядка 5 миллиардов рублей дополнительных доходов. Часть из них пойдет на предоставление скидки в 5% на порожний пробег для участников электронной торговой площадки (ЭТП) РЖД. Участники рынка выступают жестко против предлагаемых мер, подчеркивая, в частности, что они ударят по угольщикам, у которых и так заметно ухудшилась конъюнктура, пишет издание.

Премьер Дмитрий Медведев в апреле поручил министерствам и ФАС к 15 июня рассмотреть возможность повышения тарифов на порожний пробег полувагонов на дальние расстояния и ряд других мер, включая стимулирование торгов через ЭТП.

Исходно РЖД направило свои предложения в ФАС с грифом "коммерческая тайна", что не позволило службе рассмотреть инициативу в рамках предусмотренной законодательством процедуры, и документ вернули монополии, говорит один из источников издания. В ФАС подтвердили получение предложений в конце мая и невозможность их обсуждения при существующем грифе, подчеркнув, что "тарифные заявки не должны противоречить нормативным актам правительства".

Идеи РЖД презентовали в середине мая на встрече операторов с главой компании Олегом Белозеровым, рассказал собеседник издания. Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) дал замечания и контрпредложения, но их не учли. В письме СОЖТ в адрес РЖД, датированном 4 июня, говорится, что попутная загрузка на основных экспортных направлениях невозможна, а повышать тарифы в условиях падения цен на уголь "несвоевременно". Источник, близкий к РЖД, отмечает, что эти предложения необязательно должны быть реализованы прямо сейчас — "предлагается механизм, который может быть использован, когда цены на тот же уголь стабилизируются".

По расчетам СОЖТ, средневзвешенное снижение тарифа на плечах до 2,4 тысячи километров составит 10%, повышение на более дальних — 8%. На расстояниях свыше 6 тысяч километров рост стоимости порожнего пробега может достигнуть 21%. Учитывая, что попутная загрузка на дальних расстояниях либо невозможна из-за отсутствия грузовой базы, например, в портах Дальнего Востока, либо нецелесообразна, идеи РЖД вызовут эффект, противоположный декларациям монополии, вплоть до общего роста стоимости предоставления полувагонов, говорит отраслевой источник издания.