МОСКВА, 4 дек — ПРАЙМ. Оплата проезда в общественном транспорте Москвы с помощью технологии распознавания лиц (Face ID) начнет работать в 2021 году. Об этом заявил заммэра Москвы Максим Ликсутов, сообщают "Известия" со ссылкой на радиостанцию "Эхо Москвы".
"Уже сейчас на своих сотрудниках мы тестируем эту систему с двумя крупными российскими банками, у них уже есть система по распознаванию лиц", — сказал Ликсутов.
По его словам, столичный метрополитен даст только инфраструктуру, связанную с биометрией, а персональные платежные данные хранятся в банках.
"На всех турникетах метро и МЦК уже стоят камеры, которые распознают лица. Наша система позволит распознавать лицо, а если вы подсоединены к банковской карте, где есть ваши биометрические данные, то вы пройдете с открытым турникетом", — объяснил чиновник.
Он также заверил, что система может распознать даже человека в маске.
Технологии уже достаточно развиты, чтобы создать систему, которая распознает лица, связывает их с номером карты Тройка и снимает оплату за проезд, поясняет руководитель группы машинного обучения ИТ-Компании "Инфосистемы Джет" Егор Кривов. Но, скорее всего, человеку придется самому предоставить свои фотографии, или пройти процедуру, подобную настройке FaceID в мобильном телефоне.
"Алгоритмы машинного обучения буквально за секунды анализируют внешность, ищут в своей базе совпадения и "выбирают" лицо, совпадающее по признакам, — отмечает эксперт. — С помощью обучения алгоритмов на множестве фотографий можно решить проблему с шапками, масками, бородами и макияжем, но система, конечно, может и обязательно будет ошибаться".
Сейчас Тройку можно купить анонимно, возникает вопрос — будет ли метро требовать данные при покупке карт. Если нет, будет трудно связать лицо человека с его картой. Скорее всего, эта система будет работать с теми, кто дал согласие на участие в ней, и готов предоставить свои фото, предполагает Егор Кривов.
Эксперт перечисляет плюсы и минусы технологии распознавания лиц и автоматической оплаты проезда в метро:
Такие технологии могут улучшить жизнь людей: во-первых, можно будет легко находить преступников и террористов, во-вторых, облегчить пользование тем же метрополитеном, — конечно, будет удобнее не носить карту с собой, а просто проходить внутрь.
Кроме того, имея доступ к информации о своих перемещениях, можно проанализировать, сколько времени занимают поездки, или восстановить события, когда и куда вы ездили. С помощью видеонаблюдения и распознавания лиц можно будет, например, подтверждать алиби человека, искать пропавших, и быстро реагировать, если человеку нужна помощь.
С другой стороны, есть и недостатки. Любая система может ошибаться, особенно на начальных стадиях своей работы, например, она может принимать одного человека за другого, а деньги будут списываться ошибочно. Чтобы следить за этим, человеку придется постоянно проверять свои траты на метро и подавать жалобы в том случае, если произошла ошибка.
К тому же, большинству не нравится, когда за ними следят. Несмотря на то, что люди и так выкладывают свои фото в соцсетях, здесь могут начаться проблемы с общественным мнением, многие опасаются и утечки их личных данных, и самого факта наблюдения за ними. В случае утечки есть вероятность, что преступникам, получившим доступ к данным, будет легче выследить человека с целью похищения или ограбления квартиры. Конечно, там будут работать и средства информационной безопасности, но все же не стоит полностью исключать возможность утечек.
За рубежом наблюдается два разных вектора развития событий. С одной стороны, такие сервисы уже работают в Китае, там государство повышает уровень контроля за населением. В США, например, идет обратный процесс, там в некоторых городах запрещают использование сервисов распознавания лиц, отмечает специалист.