МОСКВА, 5 июл — ПРАЙМ. Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли РФ позволит постепенно навести порядок в системе предоставления различного рода льгот и скрытых субсидий, заявил в четверг на заседании Госдумы замминистра финансов Илья Трунин.

"На деле то, что предлагает правительство по своему содержанию, означает постепенное наведение порядка в системе предоставления различного рода льгот и преференций, выделения скрытых субсидий, повышения эффективности налоговых льгот и, соответственно, получения дополнительных доходов федерального бюджета за счет повышения эффективности различных форм государственной поддержки", — сказал он.

Замглавы Минфина заметил, что сейчас в РФ действует такая система таможенного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов, при которой бюджет недополучает достаточно большие суммы денежных средств за счет выделения различного рода скрытых субсидий, которые возникают во многом из-за разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. "Размер такой поддержки составляет при цене 40 долларов за баррель порядка 1,1 триллиона рублей в год", — напомнил он.

Помимо этого, наличие экспортной пошлины на нефть и при этом беспошлинные поставки нефти в рамках единой таможенной территории ЕАЭС также приводят к тому, что российская бюджетная система недополучает деньги, продолжил замминистра. "Например, только на одних поставках нефти в Республику Беларусь при полном сохранении права на обложение экспортной пошлины за властями Республики Беларусь российский бюджет теряет свыше 3 миллиардов долларов в год", — подчеркнул Трунин.

Он также отметил, что на сегодняшний день в РФ функционирует порядка 200 НПЗ, включая и газопереработку, и мощности переработки на нефтяных промыслах. "Но из этих 200 предприятий лишь 38 НПЗ относятся к разряду крупнейших, а из 280 миллионов тонн переработанной нефти где-то продукты переработки 51 миллиона тонн вообще не поставляются на внутренний рынок", — сообщил замглавы Минфина.

"Из-за разницы в ставках экспортных пошлин на нефть (они выше) и на корзину перерабатываемых из тонны нефти нефтепродуктов (ниже), вот на этот 51 миллион тонн переработанной нефти государственный бюджет также выделяет субсидии. При цене нынешней нефти 75 долларов за баррель величина такой субсидии превышает 6 тысяч рублей на одну тонну переработанной нефти. Мы считаем, что такие субсидии в условиях, когда мы осуществляем поиск средств, и нам необходимо финансировать важнейшие общегосударственные задачи, направленные на достижение национальных целей развития, выделять не должны", — резюмировал Трунин.

МАНЕВР

Госдума в четверг обсуждает в первом чтении два законопроекта, внесенных правительством РФ и касающихся завершения налогового маневра в нефтяной отрасли и индексации ставок акцизов.

На завершающей стадии налогового маневра экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% на 5 процентных пунктов в год в течение шести лет, начиная с 2019 года. Одновременно будет повышаться НДПИ на нефть, но в течение только трех лет, по 2021 год. Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение дефицита, маневр предусматривает два механизма: обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и дополнительный демпфирующий акциз на нефтепродукты, учитывающий выгодность экспорта.