МОСКВА, 30 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова. Ситуация на рынке моторного топлива снова обостряется: на прошлой неделе цены на бензин и дизель начали вновь расти. В начале текущей недели правительство обеспокоилось дальнейшим повышением цен и организовало встречу с нефтяниками. Курирующий ТЭК вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что провел переговоры с представителями нефтяных компаний и обсудил с ними меры, необходимые для стабилизации внутренних цен на топливо и обеспечения маржинальности для АЗС без принятия правительством экстренных запретительных мер.

Ранее в понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев отметил наблюдающийся в ряде случаев рост цен на бензин и пригрозил ввести запретительные экспортные пошлины, если в ходе этих консультаций соглашение по заморозке внутренних цен на нефтепродукты не будет достигнуто.

Осеннее подорожание топлива связано с ростом экспортных цен на нефть и нефтепродукты, а также ослаблением рубля, объясняют опрошенные агентством "Прайм" аналитики. Нефтяникам выгоднее перепродавать сырье за рубеж, чем реализовывать его на отечественном рынке. Маржинальности бизнесу не добавляет и проводимая внутри страны масштабная налоговая реформа, которая также повышает расходы нефтепроизводителей.

Дмитрий Медведев

Медведев дал два дня на консультации с нефтяниками по заморозке цен на бензин

И хотя государство всячески старается на данном этапе сдерживать цены, механизм их роста уже был запущен.

ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ И НАПРЯЖЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Цены на моторные топлива показали резкий рост прошлой весной, что вынудило правительство снизить ставки акцизов. Осенью этого года они вновь начали повышаться, отражая рост экспортных цен на нефть и нефтепродукты и ослабление рубля, замечают аналитики "Атона". Дальнейший рост акцизов наряду с повышением ставки НДС со следующего года станут дополнительными факторами роста внутренних цен. По оценке экспертов, "ручное регулирование нефтяной отрасли", рассматриваемое правительством, повышает риски нефтедобывающих компаний, снижая их привлекательность в глазах инвесторов.

Начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских считает, что на рынке моторного топлива возникла напряженная ситуация, грозящая ускоренным ростом цен. Причем особенно сильное подорожание может произойти в начале 2019 года, когда начнут действовать повышенные акцизы на бензин и дизельное топливо.

"Нефтяные компании хотят видеть рост цен примерно на 5 рублей за литр или около 10% к действующим ценам", — отмечает он.

По его словам, логика нефтяников понятна: чем больше цена, тем выше прибыль.

ВСЕМУ ВИНОЙ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ…

Высокие мировые цены на нефть, которые установились в текущий момент, стимулируют нефтяные компании перенаправлять продукцию на экспорт, поскольку это позволяет увеличивать их доходы, поясняет главный аналитик Промсвязьбанка Владимир Лящук. Этот процесс ведет к естественному повышению цен на нефтепродукты на отечественном рынке, что, разумеется, является чувствительным вопросом для населения.

Сейчас власти прорабатывают различные механизмы, которые позволили бы сдерживать цены — экспортные пошлины на нефтепродукты, отрицательный акциз. По его словам, предлагаемое премьер-министром введение заградительных экспортных пошлин на нефть является крайней мерой, которую могут применить в случае продолжения скачков цен.

… И ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ

Государство озабочено и без того выросшим напряжением в обществе и стремится не допустить слишком сильного роста цен моторного топлива, говорит Подлевских. Плавное регулирование можно обеспечить за счет плавающего акциза, который будет изменяться в зависимости от цены нефти на внешних рынках. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет, наоборот, снижаться. Возможен также обратный акциз. Помимо этого, изменением размера акцизов для светлых и темных нефтепродуктов можно регулировать глубину переработки на НПЗ.

"Это и планируется делать в прекрасном и далеком 2023 году", — отмечает эксперт.

Таким инструментарием можно добиться регулирования внутреннего рынка и сдержанной динамики роста внутренних цен в будущем, даже при стремящихся к нулю экспортных пошлинах, уверен Подлевских. Однако, по его словам, осуществить плавность регулирования с перспективными двумя параметрами (НДПИ и акциз) будет немного сложнее, чем с помощью применяемых сегодня трех параметров (НДПИ, акциз и экспортные пошлины). Суть проводимого сейчас налогового маневра состоит в уменьшении и последующем обнулении экспортных пошлин, напоминает он.

Наиболее сложными для регулирования динамики внутренних цен будут периоды ступенчатого повышения экспортных пошлин, сейчас рынок как раз стоит на пороге резкого повышения акцизов с января 2019 года. Подлевских выразил надежду, что взрывного роста цен на топливо все-таки не произойдет.

По словам старшего аналитика "Уралсиба" Алексея Кокина, на внутреннем рынке есть по крайней мере две проблемы. Во-первых, проблема экспортной альтернативы. Во-вторых, независимые сбытовые компании жалуются на то, что покупают продукцию у ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) по более высоким ценам, чем дочерние сбытовые структуры самих ВИНК. Если это так, то ВИНК пытаются компенсировать недополученную на внутреннем рынке прибыль за счет реализации части нефтепродуктов по оптовым ценам, близким к экспортным нетбэкам, объясняет он.

Акцизы на бензин в РФ с 1 января 2019 года вырастут на 4,1 тысячи рублей — до 12,314 тысячи рублей за тонну, на дизтопливо — на 2,876 тысячи рублей, до 8,541 тысячи рублей за тонну.

"Возможно, сейчас розничная цена бензина только на 5-7%, то есть на 2-3 рубля, ниже экспортного нетбэка. Но с учетом роста акцизов с нового года, если не повышать цены, разница вырастет уже до 4-5 рублей, порядка 10% цены", — поясняет Кокин.

По мнению пресс-секретаря "Роснефти" Михаила Леонтьева, правительство РФ само предусмотрело рост цен на бензин и дизельное топливо, приняв решение о повышении акцизов с 1 января.

"Существуют две проблемы, разные проблемы. Есть проблема, связанная с последствиями налогового маневра, необходимостью соответствующего регулирования, балансом нефти и нефтепродуктов, между их экспортом и внутренним потреблением. И существует другая проблема — это повышение акцизов. Повышение акцизов — решение финансового блока правительства о повышении цен на топливо, потому что акциз взимается с потребителя", — сказал Леонтьев.

По его словам, эти две проблемы не нужно смешивать и путать. "Было бы крайне странно наблюдать, как правительство, принявшее решение о повышении цен, борется с решением правительства о повышении цен", — добавил он.

Цены на нефтепродукты в РФ резко росли весной и в начале лета. В апреле производители подняли цены на бензин на 13% по сравнению с мартом, в рознице с середины апреля бензин в среднем по стране стал дороже 40 рублей за литр, а в начале июня — уже дороже 43 рублей. Кабмин в этой ситуации принял решение о временном снижении акцизов на бензин и дизтопливо и договорился с нефтекомпаниями о том, что они на время выработки решений по поддержке отрасли зафиксируют цены на уровне 30 мая.