ВАШИНГТОН, 2 мая — ПРАЙМ. Советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон хочет усилить "максимальное давление" на Иран и ввести санкции против проектов в Араке, Фордо и против российско-иранского проекта АЭС "Бушер", считает эксперт "Международной кризисной группы" Али Ваез, знакомый с ситуацией.
США в прошлом году в одностороннем порядке вышли из сделки с Ираном по ядерной программе и вновь ввели санкции против Тегерана. При этом Китаю, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Корее, Тайваню и Турции до 2 мая 2019 года были даны исключения, то есть Штаты обязались не вводить против них санкции за покупку определенных объемов иранской нефти. В конце апреля администрация президента США Дональда Трампа объявила, что не будет продлять эти исключения. Белый дом рассчитывает, что благодаря этому решению экспорт иранской нефти сократится до нуля.
"Они (в Белом доме — ред.) сейчас рассматривают остановку ядерных исключений (из санкций — ред.) по Араку, Фордо и даже по Бушеру", — сказал Ваез РИА Новости.
Эксперт отметил, что пока это предложение встретило отпор в госдепе. "Это то, что не нравится госдепартаменту, потому что они считают, что это усилит напряженность с союзниками. А США они нужны в настоящий момент", — добавил собеседник агентства.
Госдепартамент не ответил на запрос РИА Новости. Совет по национальной безопасности Белого дома, который возглавляет Болтон, также воздержался от комментариев.
"ВРЕМЕННО РАЗРЕШЕННЫЕ" ПРОЕКТЫ
В ноябре власти США объявили, что разрешают "только временное продолжение определенных существующих проектов, которые препятствуют возможности Ирана возобновлять свою оружейную программу и которые фиксируют ядерный статус-кво до тех пор, пока мы не сможем обеспечить более крепкую сделку, которая бы полностью и решительно сняла все наши обеспокоенности". В этой связи США "разрешают продолжить проекты по нераспространению в Араке, Бушере и Фордо под строгим наблюдением, чтобы гарантировать транспарентность и поддерживать ограничения по Ирану".
Эти меры направлены на сохранения контроля над мирной ядерной программой Ирана, заявили тогда в госдепе, но с оговоркой, что в любой момент могут "изменить или отозвать исключение из санкций".
В ноябре 2014 года Россия и Иран подписали контракт на строительство двух новых блоков АЭС "Бушер" (проект АЭС "Бушер-2"). На блоках №2 и №3 будут работать реакторные установки российского проекта ВВЭР-1000, отвечающие самым высоким, так называемым "постфукусимским", требованиям безопасности.
В рамках международных договоренностей по Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе было принято решение о перепрофилировании завода по газоцентрифужному обогащению урана в иранском Фордо на выпуск стабильных (нерадиоактивных) изотопов.
Также в обмен на постепенное снятие санкций власти Ирана согласились демонтировать тысячи центрифуг по обогащению урана, открыли доступ на свои объекты для наблюдателей МАГАТЭ, которые по итогам инспекций предоставляют отчет о соблюдении, или же нарушении, достигнутых договоренностей, а также занялись реконструкцией реактора на тяжелой воде в Араке. Согласно договоренностям, реактор должен быть переоборудован таким образом, чтобы его нельзя было использовать для наработки оружейного плутония.
Тяжелая вода используется в некоторых типах ядерных реакторов в качестве замедлителя нейтронов. В реакторах на тяжелой воде можно нарабатывать оружейный плутоний, используя природный уран, не прибегая к его обогащению. В январе 2016 года Иран сообщил, что демонтировал основную часть реактора, в которой должна была использоваться тяжелая вода.
Соглашение между Ираном и "шестеркой" международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) было заключено в июле 2015 года. Оно накладывает ограничения на развитие ядерной программы Ирана в обмен на снятие экономических и финансовых санкций. Президент США Дональд Трамп в начале мая 2018 года объявил, что Вашингтон выходит из этого соглашения. США восстановили масштабные санкции против Ирана, которые были ранее приостановлены в результате достижения СВПД. В ЕС заявили, что намерены по-прежнему соблюдать условия сделки с Ираном.