Выпуск нашего "Потребительского индекса Иванова" за 1К19 указывает на небольшое улучшение индекса потребительских настроений, с минус 24% в 4К18 до минус 22% в 1К19. Рекордного уровня достигла доля респондентов, старающихся экономить на продуктах питания, при этом популярность набирают все стратегии экономии. Покупатели обходят больше магазинов в стремлении найти более выгодные предложения, однако торговые сети не стали сглаживать повышение цен за счет расширения промоакций. Ниже приводятся основные выводы по итогам последнего опроса.

- Динамика всех компонентов индекса улучшилась, за исключением индекса условий крупных покупок. Опережающие индексы продемонстрировали лучший результат: индекс, отражающий ожидания национального благосостояния, повысился на 5 п. п. до минус 23%, а индекс оценки личного благосостояния вырос на 4 п. п. до минус 6%. Негативный новостной поток, скачок инфляции и повышение НДС способствовали усилению опасений, однако последние данные говорят, что эти опасения начинают утихать.

- В целом за прошлый квартал экономические опасения респондентов не претерпели значительных изменений. Коррупция (ее отметила рекордно высокая доля респондентов, 66%, на 3 п. п. больше, чем в 4К18) по-прежнему находится во главе списка, за ней идет безработица (54% опрошенных, на 3 п. п. больше, чем в 4К18) и инфляция (51%, на уровне 4К18). Около 37% выразили обеспокоенность темпами роста экономики, а 20% — курсом рубля.

- Уровень безработицы среди наших респондентов в 1К19 снизился на 1,7 п. п. по сравнению с 4К18 до 9,2% (в соответствии с сезонными тенденциями), тогда как в 1К18 он составлял 9,9%. Индекс чистого найма упал до минус 41,8% в 1К19 с минус 38,6% в 4К18 и минус 35,2% в 1К18.

- Зарплаты в 1К19 выросли на 4,6% с уровня годичной давности. По данным Росстата, продовольственная инфляции в 1К19 составила 5,8%, а годовой рост зарплат в январе и феврале достигал 6,1%. Норма сбережений составила 6,6% (что существенно ниже, чем 7,1% в 4К18 и 7,2% в 1К18). 

- В рамках исследования мы рассчитали индекс потребительской лояльности (NPS) для торговых сетей, которые мы освещаем. У гипермаркетов в целом индекс выше, чем у магазинов шаговой доступности. У Ленты этот индекс самый высокий среди публичных розничных сетей — 34%. У магазинов шаговой доступности индекс NPS близок к нулю (у Пятерочки 3%, у Магнита минус 4%). Мы будем наблюдать за изменением этого показателя, особенно у Магнита, т. к. индекс NPS отражает текущие изменения в отношении покупателей к продуктовым магазинам сети.

- Респонденты стали активнее переходить на более дешевые товары, эта тенденция достигла рекордных масштабов. Число респондентов, покупающих товары по промоакциям для экономии на продуктах питания, выросло до рекордных 64% (с 59% в 1К18), а доля тех, кто посещает несколько магазинов в поисках более выгодных цен, достигла 46% (по сравнению с 34% в 1К18), что также рекордно высокий уровень. Тем не менее доля промоакций в розничных сетях не увеличилась. Покупатели старались смягчить последствия за счет посещения большего числа магазинов, но в итоге они покупали больше в публичных розничных сетях.

- Мы прогнозируем разные тенденции по розничным сетям. Мы ожидаем, что рост сопоставимых продаж X5 Retail Group ускорится, но выручка будет расти медленнее (15-16%) за счет меньшего числа новых магазинов. Рентабельность по EBITDA должна быть в диапазоне 6,5-6,8%, что должно понравиться рынку. У Ленты мы прогнозируем замедление роста выручки до 11% в 1К19 и давление на рентабельность. Мы ожидаем увеличения выручки Магнита на 8-9% в 1К19 и снижения валовой рентабельности по сравнению с 4К18. В зависимости от доли операционных расходов, перенесенных на более поздние периоды, мы прогнозируем рентабельность по EBITDA на уровне 6,3-6,7%, говорится в обзоре Sberbank Investment Research.