МОСКВА, 13 июн - Прайм. Бюджетное послание-2013 вызвало бурную дискуссию и интерес экспертного сообщества: президент РФ фактически "приговорил" так и не созданное Росфинагентство, поручил определиться с правилами выделения средств ФНБ на пенсионную систему и перенаправить часть расходов бюджета на стимулирование экономики. При этом Владимир Путин заявил, что улучшать жизнь граждан надо за счет роста экономики, а не бесконечного наращивания социальных расходов.

Озвученное в четверг бюджетное послание стало последним в нынешнем формате - со следующего года оно будет включено в президентское послание к Федеральному собранию. Путин поручил правительству подготовить соответствующие поправки в законодательство. Таким образом, глава государства будет выступать с посланием перед парламентом и правительством один раз в год.

ЧИТАТЬ: Бюджетное послание Путина на 2014-2016 годы >>

"НЕТ" СОЦРАСХОДАМ БЕЗ РОСТА ЭКОНОМИКИ

Ожидания экспертов, что в послании будет упомянуто про стимулирование экономического роста, сбылись в полной мере. Увеличение социальных расходов, не обеспеченное ростом экономики, заведет страну в тупик, заявил президент. "У нас нет более эффективного пути решения социальных вопросов, чем обеспечение темпов экономического роста. Приоритетом нашей политики всегда было и всегда будет улучшение уровня жизни российских граждан. Но должно быть понимание того, что единственно верный путь достижения этих целей - это решение вопросов в сфере экономики", - сказал он.

Эксперты обратили внимание на то, что раньше именно рост соцрасходов считался основным стимулом для роста внутреннего спроса, который в свою очередь стимулировал экономику. В нынешнем бюджетном послании акцент смещен.

ЧИТАТЬ: Премьер РФ поручил замам координировать расходование средств на приоритетные проекты >>

Экономический рост в России необходимо стимулировать, в том числе, за счет реализации инфраструктурных проектов, финансируемых из Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений, заявил президент.

"Нам нужно использовать дополнительные механизмы стимулирования экономического роста, в том числе за счет развития инфраструктуры. Речь идет о том, чтобы направить на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов ресурсы ФНД и пенсионные накопления", - сказал президент.

Плюс к этому шла речь и о перераспределении расходов бюджета в пользу образования, науки и инфраструктуры, качественного улучшения работы социальных отраслей, стимулирования предпринимательской активности и частных инвестиций.

При этом экс-министр финансов Алексей Кудрин, лишившийся поста в том числе и из-за разногласий с Дмитрием Медведевым по вопросу наращивания военных расходов, обратил особое внимание на тот факт, что в послании нынешнего президента речь идет и о возможности переноса части военных расходов. "Сама программа останется в полном объеме, но она может быть частично перенесена на более поздние сроки. Вот это ключевые вещи", - сказал он.

Положительно эксперты оценили и высказывания президента о необходимости долгосрочного бюджетного планирования и сбалансированности госпрограмм между собой.

При этом Кудрин выразил некое сомнение, что все меры и предложения из послания будут реализовываться нужными темпами. "Положительно, что есть общие правила, но вот насколько будет правительство двигаться в рамках перераспределения структуры расходов, более соответствующих росту, мы пока не знаем. Будет ли это сделано более смело, как это требует сегодня экономика, или будет половинчато, мы пока не видим", - сказал он.

ПЕНСИОННЫЕ ФОРМУЛЫ

Эксперты, ожидая бюджетное послание, надеялись услышать в нем про пенсионную реформу, и документ их не разочаровал. Президент еще раз напомнил правительству, что в 2013 году оно должно принять решения по пенсионной системе, внести соответствующие изменения в стратегию ее долгосрочного развития и начать ее реализацию.

Противоречивую реакцию вызвали слова президента о том, что пришло время обозначить масштабы использования средств ФНБ для покрытия дефицита пенсионной системы.

ЧИТАТЬ: МЭР: Ведомства тормозят разработку планов к госпрограммам в РФ

Одни эксперты услышали в этом угрозу "бюджетному правилу". "Если речь идет о финансировании текущего дефицита ПФР, то можно говорить о намерении ослабить бюджетную политику, то есть найти способ для использования этих сбережений (нефтегазовых доходов) на текущие расходы по сути. Это некая такая уловка, чтобы формально сохранить бюджетное правило, но, в тоже время, текущие расходы бюджета увеличить. Конечно, это не очень хорошо", - поясняет директор Института "Центр Развития" НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.

Кудрин же считает, что речь идет не столько о сиюминутных тратах, а о разработке правил и механизмов расходования ФНБ. По его словам, этим надо было заняться гораздо раньше. "Конечно, я бы не хотел, чтобы этот фонд тратился на дефицит Пенсионного фонда сейчас, потому что впереди будут еще более серьезные вызовы. Их нужно четче просчитать, определить примерное правило, когда этот фонд мог бы начать тратиться… Безусловно, его придется тратить", - отметил Кудрин, добавив, что это связано с усиливающимися демографическими проблемами.

Согласен с экс-министром финансов руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Независимо от того, хорошая или плохая пенсионная формула - из-за старения населения на одного работника будет приходится все больше пенсионеров, напоминает он. "Либо надо повышать ставки пенсионных отчислений, либо трансферт, либо будет увеличиваться разрывы между пенсиями и зарплатами. Было решено, что ФНБ должен помочь решить эту проблему", - отмечает эксперт.

НЕРОЖДЕННОЕ АГЕНТСТВО

Одной из главных неожиданностей стало предложение рассмотреть альтернативы Росфинагентству, которое должно было управлять госдолгом, средствами Резервного фонда и ФНБ. Эксперты усмотрели в этом однозначное решение отказаться от создания новой структуры.

При этом год назад, в предыдущем бюджетном послании, президент заявил, что необходимо создать все условия для того, чтобы уже в начале 2013 года Росфинагентство смогло приступить к своей практической деятельности. По всей видимости, работать агентство не начнет, тем более что ЦБ РФ уже получил поручение разработать новые механизмы управления международными резервами.

ЧИТАТЬ: Увеличение соцрасходов, не обеспеченное ростом экономики, заведет страну в тупик, считает Путин >>

"Сейчас правильно поставить вопрос о том, чтобы ЦБ изменил свою политику размещения этих 550 миллиардов в связи с тем, что Росфинагентство приказало долго жить, так и не родившись. Этим нужно заниматься, и этот вопрос стоит у нас на повестке дня", - сказал зампред ЦБ Сергей Швецов.

Он отказался ответить на вопрос о том, будет ли ЦБ выделять средства госфондов в отдельный портфель, или же изменение политики коснется средств международных резервов в целом. Однако эксперты предполагают, что не весь объем ФНБ будет инвестироваться как ЗВР, а часть средств пойдет в инфраструктуру.

"Я не готов сказать, надо ли для этого все средства ФНБ выводить из-под управления ЦБ РФ, или это можно реализовать в формате регулярного взаимодействия ЦБ и Минфина", - комментирует главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин.

Он, кстати, в отличие от большинства опрошенных "Праймом" экспертов, не похоронил агентство окончательно, а предположил, что оно могло бы на себя взять функцию управления долгом. С другой стороны экс-министр финансов Алексей Кудрин не видит ничего критичного в том, что новая структура так и не будет создан.

По словам Кудрина, важно сделать так, чтобы портфель вложений отвечал таким принципам, как надежность и ликвидность, а также стал более диверсифицированным и включал бы в себя корпоративные облигации. "Вопрос, кто будет управляющим: это может быть и агентство, можно вернуться к теме расширения прав Центробанка в этом направлении, или передать крупным финансовым институтам. Поэтому, как я понял, президент попросил еще раз взвесить", - сказал он.

Примерно такой же взгляд на проблему и у научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина. "Я не знаю вообще, что такое Росфинагенство. Но одно я понимаю совершенно определенно: вы должны подумать о том, чтобы над капиталом было хорошее управление. Но это не обязательно означает, что это должна быть какая-то одна контора. Может быть, это будет несколько инвестиционных фондов, каждый будет бороться за свой кусок. Попытка каждый раз все делать так, чтобы был старший начальник и через него можно было бы командовать, – это плохая привычка, надо от нее избавляться", - отметил Ясин.