Рейтинг@Mail.ru
За банковский "квазиналог" заплатят потребители - 13.02.2019, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

За банковский "квазиналог" заплатят потребители

© fotolia.com / Andrey Kuzmin%Пластиковые карты
%Пластиковые карты
Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 12 фев — ПРАЙМ, Анна Подлинова. Крупнейшие российские банки могут пойти на снижение комиссии за обработку операций по картам (эквайринг), которая делится между банком-эмитентом карты, платежной системой и банком-эквайером. Это произойдет либо по договоренности с ЦБ, либо под давлением ФАС, считают в международном рейтинговом агентстве Moody`s. К такому мнению аналитики агентства пришли после того, как президент РФ Владимир Путин 8 февраля раскритиковал высокие комиссии за эквайринг, назвав их "квазиналогом" и заявив, что эту проблему властям необходимо решать с привлечением бизнес-сообщества.

Сейчас банки получают до 3% после каждого раза, когда используется терминал для обработки платежа, тогда как в других странах комиссия составляет около 0,3%. Агентство указывает, что снижение комиссий сократит прибыль банков от них, в частности у Сбербанка, Альфа-банка, ВТБ и Райффайзенбанка.

Если правительство будет настаивать на снижении комиссии, у банков просто не останется выбора, им придется это сделать, говорят аналитики, опрошенные агентством "Прайм". Цель властей понятна – компенсировать таким образом разгон инфляции из-за повышения НДС.

Не исключено, что комиссия банков за эквайринг может сократиться с 2-3% до 1%, что, разумеется, повлияет на прибыль кредитных организаций. Чтобы не снижать свои финансовые результаты, банки постараются переложить выпадающие доходы на своих клиентов.

КТО МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ

Банкам действительно сложно будет избежать снижения комиссии на эквайринг, учитывая пристальное внимание к проблеме со стороны ФАС и Банка России, говорит аналитик ИФК "Солид" Вадим Кравчук. По его мнению, решение вполне оправданно, так как тарифы банков на подобные услуги были завышены.

Moody`s: Крупнейшие банки РФ сократят комиссию за эквайринг

Банкам придется снизить комиссию за эквайринг, если правительство подойдет к вопросу регулятивно, уверена аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова. При этом необходимость уплаты комиссионных платежным системам не даст сократить комиссионные эквайера до нуля, но банки могут пойти на сокращение собственной комиссии. Таким образом, комиссия банков за эквайринг может сократиться с 2-3% до 1%, полагает она.

Учитывая, что комиссии в других странах за аналогичные услуги существенно ниже, вероятность выхода рекомендаций по их снижению от ФАС весьма велика, говорит доцент кафедры "Финансовые рынки" РЭУ им. Г.В. Плеханова Владислава Полетаева. Комиссия может снизиться явно не менее чем на 1-2%, полагает она.

Комиссии за эквайринг, которые банк устанавливает для своих клиентов, основаны на тарифах международных платежных систем (МПС), отмечает заместитель директора департамента эквайринга банка "Открытие" Александр Дынин. По его словам, снижение торговой уступки вероятно в случае, когда МПС пойдут на оптимизацию тарифов и установление новых размеров межбанковских комиссий.

БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ И ЛОЯЛЬНОСТЬ

Средняя ставка по эквайрингу находится в районе 2%, минимальная комиссия — 1%, замечает замдиректора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников. 

Торговля закладывает эти расходы в цену товара. После повышения НДС произошел скачок инфляции (1% в январе) и власти рассматривают способы как ее затормозить. Снижение расходов на эквайринг – один из таких способов, уточняет он. 

Игнорировать пожелания властей банки не могут. Основные игроки на этом рынке – системообразующие Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк.

"В кризис 2008 года они получили помощь от государства, и в случае проблем в банковской системе получат ее еще раз. Они же являются держателями бюджетных счетов. За это надо платит лояльностью", — говорит эксперт. 

БАНКИ, ПРИБЫЛЬ И НАСЕЛЕНИЕ

Исходя из разрыва между комиссиями в РФ и других странах, может произойти значительное снижение тарифов, говорит Кравчук, уточняя, что сильной потери комиссионного дохода банков не произойдет. Процесс будет постепенным, плюс банки могут переложить часть недополученного дохода на других клиентов, изменив тарифы по прочим услугам.

ЦБ видит проблему монополизации эквайринга, может ужесточить регулирование

Учитывая, что доходы за эквайринг составляют довольно значимую часть комиссионных доходов банка, сокращение комиссии за эквайринг может привести к падению комиссионных доходов банков на 10-15%, считает Соснова. Один из вариантов компенсации выпадающих доходов – расширение клиентской базы.

Очевидно, что снижение комиссии — это убытки для банков, поэтому они будут стараться их компенсировать за счет сокращения других расходов, например, за счет сокращения оплаты труда и различных компенсаций для сотрудников, программ лояльности, кэшбеков для клиентов, полагает Полетаева.

Верников в свою очередь считает, что банки вряд ли будут компенсировать снижение комиссии за обработку операций по картам другими дополнительными комиссиями. По крайне мере не сразу, уточняет он.

"В данный момент они находятся под прицелом ФАС, и введение дополнительных поборов не останется незамеченным", — уверен аналитик.

Комиссионные сборы за эквайринг в 2018 году составили около 250 млрд рублей, напоминает Александр Шолохов из ГК "Финам". Если принять за среднюю комиссию 2-2,5%, то снижение до среднеевропейских 0,2-0,3% покажет очень и очень значительное снижение доходов от этих услуг. Эксперты агентства Moody’s уже заявили о возможности снижения так называемых кэшбеков для держателей карт. Но поскольку на сегодняшний день возврат части средств является одним из методов борьбы за клиента, то банки могут пойти и другим путем, полагает он.

Нельзя исключать, что будут пересмотрены общие условия подключения предприятий к эквайрингу. Например, банки могут начать брать плату за подключение. Или потери будут включены в стоимость годового обслуживания карты для держателя.

"Снижение комиссий – вопрос времени, но заплатит за него в любом случае конечный потребитель, варианты только в логистике средств", — заключает он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала