Аннотация. Мониторинг показателей демографического постарения возрастной структуры, публикуемых на федеральных Интернет - ресурсах в России, как правило, учитывает традиционные показатели старения. В то же время для разработки государственной политики, связанной с социально-экономическим развитием субъектов федерации, большое значение имеют показатели и особенности демографического старения занятого населения, а также исследования, отражающие финансовые, инвестиционные, налоговые и социальные последствия этого процесса в регионах страны. Параметры социально-экономического развития регионов и муниципалитетов могут учитывать демографическое старение экономически активного населения. Изучение возможности использования его показателей для разработки социально-экономической политики связано с комплексным экономико-демографическим подходом, перспективные позиции которого, как представляется, будут способствовать решению экономико-демографических проблем демографического старения в регионах России.

Ключевые слова: демографическое старение, возрастная структура, занятое население, механизмы демографической политики, пожилое население, показатели демографического старения, социально-демографическая политика, экономико-демографический подход.

Введение

С конца XX столетия рост абсолютной численности и доли лиц старших возрастов в общей численности населения сопровождался изменением возрастной структуры занятого населения. При этом проблемам ее постарения стали уделять внимание достаточно поздно, когда процессы демографического старения стали уже глобальными, затрагивающими, по оценкам Morgan Stanley, экономики с 78% мирового ВВП. В настоящее время они приобрели особое значение также и для России: при общем росте среднего или медианного возраста трудоспособного населения, по результатам выборочных обследований, средний возраст, занятых в экономике России, непрерывно возрастал в 2009-2014 гг. у мужчин (с 39,5 до 39,9 лет) и у женщин - с 40,5 до 41,0 года.

Таблица 1. Динамика некоторых показателей старения населения в России в 1989, 2002, 2010 и 2015 гг.

Показатели1989200220102015
Численность мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, чел.27 195 55129 777 98430 700 45635 986 341
Доля мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет в населении, %18,520,521,624,6
Численность мужчин старше 60 лет, чел.6 945 9329 280 6798 560 31310 489 987
Доля мужчин старше 60 лет в населении РФ, %4,726,396,037,2
Численность женщин старше 55 лет, чел.20 249 61920 497 30522 140 14325 496 354
Доля женщин старше 55 лет в женском населении РФ, %13,7714,0615,617,4

Источник: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 11.11.2016)

Демографические причины старения возрастной структуры занятого населения различаются по государствам. В России по данным выборочных обследований динамика удельного веса старших возрастных групп 50-72 - летних у мужчин и женщин среди занятых характеризовалась неустойчивыми тенденциями, а доля занятых в возрастном промежутке 20-24 года даже росла. Более устойчивый процесс постарения возрастной структуры занятого населения наблюдался в США и Японии, причем в последней - в более сильной степени. В этой стране, старение возрастной структуры трудоспособного населения имело ярко выраженный характер, и по оценкам, вызвало значительные последствия для экономики.

Таблица 2. Динамика доли некоторых возрастных групп в возрастной группе 15-72 года в России, США и Японии, в процентах

РоссияСШАЯпония
Доля 20-24 –летних в населении в возрасте 15-72 годаДоля 50-72 –летних в населении в возрасте 15-72 годаДоля 20-24 –летних в населении в возрасте 15-72 годаДоля 50-72 –летних в населении в возрасте 15-72 годаДоля 20-24 –летних в населении в возрасте 15-72 годаДоля 50-72 –летних в населении в возрасте 15-72 года
1990922,210,720,39,323,2
19918,922,610,620,29,523,7
19928,923,110,5209,924,3
1993923,910,419,81024,8
19949,124,510,119,610,225,2
19959,324,99,819,510,225,5
19969,425,19,419,310,226
19979,525,19,219,21026,6
19989,624,49,219,39,827,2
19999,723,39,319,49,427,7
20009,722,29,419,5928,1
20019,921,29,619,58,628,3
20021020,89,819,88,328,5
200310,320,59,920,38,129,4
200410,620,39,920,7830,3
200510,920,69,921,17,831,3
200611,120,99,821,67,632,1
200711,321,39,622,17,532,6
200811,421,99,722,67,533
200911,322,39,623,57,333,3
201011,122,89,624,17,233,4
201110,923,49,624,76,833,6
201210,523,89,825,36,733,7
20139,924,39,825,9--
20149,124,9----

Cложность и многообразие факторов, влияющих на постарение возрастной структуры занятого населения, может скрываться за не очень значительными различиями в тенденциях старения занятости по общим показателям в странах с разным уровнем социально-экономического развития, а в рамках одной страны - в ее регионах. Причины старения возрастной структуры занятого населения в РФ по полу носят специфический характер, они не соответствуют общим тенденциям развитых или развивающихся стран из-за относительно быстрой смены динамики рождаемости и смертности. Смена числа родившихся и умерших приводит к демографическим «волнам», накладывая определенные трудности для обеспечения эффективного управления экономикой на всех уровнях. Из-за таких «демографических» волн в России за последние 20 лет происходят неоднозначные процессы, по-разному меняется численность возрастных групп, как в пределах пожилого населения, так и в населении трудоспособного возраста. Существует также значительная гендерная асимметрия старения из-за сверхсмертности мужчин, асимметрия по регионам России из-за разных режимов воспроизводства населения.

Рисунок 1. Возрастные пирамиды, Россия, 1959 и 2014 гг.

Взаимовлияние экономических и демографических факторов в процессе постарения возрастной структуры экономически активного населения
Сложный комплекс взаимосвязанных причин и последствий демографического старения, непосредственно влияющих или связанных с элементами экономики на региональном и муниципальном уровне, пока не нашел в современной научной литературе адекватного объяснения. Трудности определения количественных характеристик данных взаи-мосвязей обусловлены тем, что между изменениями демографической структуры и экономических переменных может лежать ряд опосредующих звеньев, и зачастую трудно выявить те количественно определяемые экономические явления, которые бы адекватно отражали результат влияния популяционных факторов или же напротив воздействовали на возрастные параметры. Кроме этого, при анализе взаимосвязи экономико-демографических процессов, необходимо учитывать социально-политические условия воспроизводства рабочей силы.

Несмотря на указанные сложности, результатом экономико-демографического взаимодействия в ходе процесса увеличения доли лиц старших возрастов в экономически активном населении принято считать снижение производительности труда, а также замедление экономического роста в результате уменьшения валового национального продукта. Так, по оценкам, консалтинговой компании McKinsey, за будущее десятилетие доля занятых в возрасте 55-64 года в мире должна вырасти на 2% (до 15%), что потребует роста среднемировой производительности труда в 1,8 раза для поддержания социальных и долговых обязательств государств и корпораций При этом, рост доли работников старше 55 лет на 1% в возрастной структуре стран ЕС затормозит производительность труда на 0,8% в экономике в целом; в США рост доли занятых в возрасте 60 лет и старше на 10% снизит рост душевого ВВП почти на 6%. По мнению аналитиков Федеральной резервной системы США, демографический фактор старения возрастной структуры за период с 1980 г. по настоящее время способствовал снижению процентных ставок и валового национального продукта на 1,25% в этой стране.

Согласно прогнозам McKinsey для России, снижение и старение трудоспособного населения при максимальной экономической активности и минимальной безработице среди занятых (без учета увеличения производительности труда) приведет к спаду среднегодового прироста экономики с 1,6 до 0,6%. По оценкам Всемирного банка, в ближайшие 15 лет старение населения понизит потенциал роста экономики России до 1,3%.

Такого рода алармистские прогнозы сочетаются с более оптимистическими и реалистичными. В частности, по оценкам других специалистов, в случае отложенного выхода на пенсию, возросшей продолжительности трудовой карьеры, увеличения срока накопления сбережений и более значительных в связи с этим накоплений в течение трудовой деятельности, увеличится избыток накоплений, а критический момент снижения их уровня может быть отложен на десятилетие или более. Постарение рынка труда также способствуют этой тенденции, поскольку из-за неопределенной будущей ситуации работники будут стремиться делать больше сбережений, пока они востребованы на рынке труда, при меньшей склонности к тратам. Кроме того, влияние старения возрастной структуры на производительность труда зависит от отраслевой структуры экономики: по мнению специалистов, возраст может отражаться на ее росте в отраслях, где заняты «синие воротнички» (например, в строительстве), напротив, в банковском секторе, у юридических, научных, управленческих и медицинских специальностей с возрастом она растет.

Работы по изучению последствий демографического старения занятого населения, охватывают построение аналитических зависимостей фактора старения и экономического развития стран и вероятностную связь между ними. При этом часто рассматриваются отдельные процессы, для которых старение играет роль отрицательного или положительного фактора, влияющего на меры государства в сфере политики для бизнеса и населения. Публикации аналитических прогнозов авторитетных рейтинговых, банковских и консалтинговых структур о последствиях постарения населения расширяют спектр влияния изменений возрастно-половой структуры в форме старения на такие параметры экономики, как рост государственного долга, ставка рефинансирования, сбережения населения и производительность труда. В связи с финансово-экономическим кризисом количество таких публикаций растет, перенося ответственность за недостатки экономической политики на демографическое старение, хотя и с неоднозначными выводами.

Несовершенство инструментов экономической и пенсионной политики при структурных особенностях собственности (например, зарегистрированной в оффшорных зонах) также может влиять на демографическое постарение занятых на предприятиях в зависимости от вида их деятельности, косвенно способствуя снижению производительности труда в отраслях экономики. Как представляется, рассматривать одностороннее влияние постарения возрастной структуры занятых на производительность труда и экономический рост не совсем обосновано. Положения экономико-демографического комплексного подхода как раз свидетельствуют о том, что взаимосвязь экономических и демографических процессов необходимо рассматривать с позиций их взаимообратного и опосредованного взаимодействия.

С учетом социально-демографического фактора, возможно выявить, проанализировать и оценить дополнительные экономические (материальные и нематериальные) издержки, которые несет повзрослевшая возрастная структура занятости. Обладая значительными активами, правами на земельную собственность и другую недвижимость, экономически активные старшие возрастные группы несут специфическое бремя и имеют свои особенности в современном обществе с рыночной экономикой. Это связано с:
- увеличением возраста деторождения, в результате чего на «сэндвич»-поколение ложится двойная нагрузка - расходы на детей и помощь своим родителям;
- ростом расходов по уходу за детьми и старшим поколением, и необходимостью подготовки семей к этой ситуации;
- ростом продолжительности жизни в развитых странах, что ведет к тому, что сбережения к пенсии также должны делаться в большем размере;
- возможным переходом детей к самостоятельной жизни, и увеличением средств у родительской пары, а также ростом одиночества среди этой группы населения;
- особенностями т.н. запоздалого предпринимательства, когда инвестирование в зрелом возрасте объективно является сложным процессом, который должен проходить с учетом таких факторов, как оценка рисков, включая не только финансовые, но и состояние здоровья и т.д. В связи с этим специалисты предлагают узаконить помощь пожилым людям в части принятия крупных финансовых решений, даже путем радикальных запретов, получения лицензий для такого рода деятельности, чтобы не разрешать им рисковать сбережениями всей жизни.

Следует учитывать, что последствия и адаптация экономик к постарению возрастной структуры занятых имеют социальную специфику, которая также характерна для методологических основ экономико-демографического и комплексного подхода. Рассматривая рынок труда в США с точки зрения уровня дохода, эксперты утверждают, что из-за быстрого роста доли самых высокооплачиваемых сотрудников в возрасте 65 лет старше за последние два десятилетия, тенденция избыточных накоплений будет продолжаться и может даже усилиться, так как состоятельным лицам в третьем возрасте легче продолжать карьеру, и они меньше склонны тратить то, что зарабатывают.

В развитых странах многие экономисты ставят под сомнение дальнейшую возможность выполнения социальных обязательств перед пожилыми людьми в связи с кризисом. В США рост доли лиц старших возрастов в общей численности населения обострил проблему финансирования пенсионных схем с четко фиксированным уровнем доходов в результате снижения инвестиционной доходности пенсионных фондов.

В условиях солидарной (распределительной) пенсионной системы с относительно невысоким возрастом выхода на пенсию, как в России, отношения между демографическим старением занятых и экономикой в отсутствии развитого частного сектора заставляют переключиться с макро-уровня на уровень домохозяйства и, прежде всего, учитывать социальные обстоятельства семей. Материальные ресурсы и услуги, воспроизводимые старшим поколением, включают денежные средства, товары, услуги, материальные ценности (права собственности), передаваемые другим членам домохозяйства из-за их потребности в финансовой или иной помощи (внутрисемейные трансферты). Объемы такой помощи на уровне домохозяйства происходят обычно без четкого определения средств материальной поддержки и зависят от возможностей семей на различных этапах развития. Переход на уровень домохозяйств расширяет возможности и масштабы участия населения в программе социальных льгот: по оценкам, 50,7% домохозяйств имеют в своем составе людей, законодательно получивших право на различные льготы, и почти треть из них принадлежит к двум и более категориям льготополучателей. В то же время заработная плата экономически активного старшего становится весомым, если не единственным источником существования семьи при ухудшении экономической ситуации, связанной с падением цен на сырьевых рынках. Поэтому в российских домохозяйствах становится невозможным (а тем более это сложно сделать на макро-уровне) отделить влияние демографического старения занятого населения на экономику (особенно в случае многопоколенной семьи) без учета социального фактора.

Восприятие взаимовлияния экономического развития и старения населения может различаться в зависимости от государств с разными системами пенсионного обеспечения, проблемы которых вносят свои особенности в эту взаимосвязь. Помимо крупных, различий в пенсионном законодательстве государств существуют и другие принципиальные расхождения. Политические дискуссии показывают, что на макро-уровне в рыночной экономике развитых стран с накопительной пенсионной системой необходимость увеличения налогов может вести к изменениям в распределении налоговой нагрузки между работодателями и трудоспособным населением в условиях финансово-экономического кризиса и высоких показателей демографического старения. Более поздний по сравнению с Россией возраст выхода на пенсию позволяет здесь учитывать интенсивность труда для лиц в старших возрастах при наличии значительного частного сектора экономики (малого и среднего предпринимательства). Развитый рыночный сектор услуг для пожилых людей представляет возможности регулировать предложение, устанавливать уровень поддержки, который позволяет семьям адаптироваться к различным ситуациям, связанным с пожилыми людьми. Пожилое поколение, как особая группа населения в развитых государствах, имеет лобби, обладает большей материальной независимостью, чем молодежь, позиционирует себя, как важную и наиболее стабильную часть электората. Конфликт интересов между поколениями происходит в том случае, если в условиях замедления экономики молодежи становится все сложнее получить образование, найти работу по специальности или приобрести недвижимость. Например, для трудоспособного населения из развитых стран, привыкшего к накопительной схеме, и не представляющего российских реалий и традиций, замораживание пенсионных накоплений в России представляется «непрогрессивным» законом, и провозглашается некоторыми либеральными СМИ как возврат назад, к древним «диким» временам вместе с тенденциями возрождения российских религиозных традиций.

Заключение

Возрастная структура экономически активного занятого населения является результатом комбинации условий производства (спроса на рабочую силу определенного образовательного, профессионального и квалификационного уровня, стратегий развития предприятий, положения отраслей и направления финансовых потоков, структуры собственности и налогов организаций, уровня урбанизации и т.д.), социальных условий (социально-экономического положения регионов, распределения налоговой нагрузки, уровня жизни населения, государственных гарантий и уровня поддержки при ухудшении экономической ситуации, роли предприятий в обеспеченности поселений социальной инфраструктурой, наличия безработицы и т.д.), а также популяционных факторов (предложения рабочей силы, для которой характерны особенности воспроизводства населения в данном регионе с учетом демографических волн, естественного прироста и миграции). В России влияние постарения возрастной структуры занятых на производительность труда опосредовано различными сочетаниями указанных выше условий предложения, спроса на рынке труда и распределительных усилий государства с целью сохранения социальной стабильности в регионах, которые также могут влиять на постарение возрастной структуры.

Взвешенное отношение к взаимодействию демографического постарения возрастной структуры занятого населения и экономических параметров в части их влияния на производительность труда и рост экономики, предполагает необходимость учитывать как финансовый капитал и экономическую политику, так и человеческий капитал (включая трудовой потенциал и потенциал здоровья, а также социальный капитал пожилых людей).

Учет показателей старения демографической структуры занятых в экономике в разработке социально-экономической политики среди других демографических параметров может быть направлен на стимулирование предприятий и регионов более активно заниматься проблемами возрастной структуры занятого в народном хозяйстве населения. Наряду с другими программами по привлечению и закреплению молодых кадров, межрегиональным соглашениям по занятости, включение отдельных показателей старения занятого населения в мониторинг социально-экономического регионального положения, позволило бы задать целевые экономико-демографические ориентиры регионов и муниципалитетов и разработать эффективные механизмы их достижения.

Создание отзывчивой на изменения возрастной структуры занятых социально-экономической политики является одной из задач экономического реформирования. Сложность заключается в лаге между экономическими мерами и изменениями возрастной структуры. Специалисты, занимающиеся реформой местной власти, отмечают, что дополнительные трудности в управлении создаются за счет отсутствия демографической экспертизы экономических проектов и наоборот. Среди демократических способов управления демографическими процессами в экономике недостаточно проводить периодические опросы и мониторинги положения населения, необходимы постоянные меры, в результате которых должна возрасти заинтересованность властей в оздоровлении возрастной структуры занятых в экономике, учет влияния ее изменений на решения властных структур в области социально-экономической политики.

Список литературы
1. О. Кувшинова Старение населения снижает рост экономик и уровня жизни. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//www.vedomosti.ru (Дата обращения 23.10.2016)
2. Л.Н. Овчарова. Влияние социальных трансфертов на уровень доходной обеспеченности домохозяйств и что мы получили в результате монетизации льгот. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2005/0195/analit01.php (Дата обращения 11.11.2016)
3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат.сб. / Росстат - M., 2015
4. Jinill Kim (2016). The Effects of Demographic Change on GDP Growth in OECD Economies. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/econresdata/notes/ifdp-notes/2016/effects-of-demographic-change-on-gdp-growth-in-oecd-economies-20160928.html. September 28, 2016. (Дата обращения 11.11.2016)
5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//www.oaoospos.ru (Дата обращения 11.11.2016)
6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 11.11.2016)

Потанина Юлия Аркадьевна, младший научный сотрудник, Центр по изучению проблем народонаселения, Экономический факультет, МГУ имени М.В.Ломоносова, г.Москва, Россия. yu_potanina@mail.ru

1[Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.vedomosti.ru (Дата обращения 23.10.2016)
2Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат.сб. / Росстат - M., 2015. - с.63.
3Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат.сб. / Росстат - M., 2015. - С.63; [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//www.oaoospos.ru (Дата обращения 11.11.2016)
4[Электронный ресурс] - Режим доступа: http//www.oaoospos.ru (Дата обращения 11.11.2016)
5[Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.vedomosti.ru (Дата обращения 05.05.2016)
6[Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.vedomosti.ru (Дата обращения 31.10.2016)
7[Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.vedomosti.ru (Дата обращения 23.10.2016)
8[Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.vedomosti.ru (Дата обращения 23.10.2016)
9Jinill Kim (2016). The Effects of Demographic Change on GDP Growth in OECD Economies.[Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/econresdata/notes/ifdp-notes/2016/
effects-of-demographic-change-on-gdp-growth-in-oecd-economies-20160928.html. September 28, 2016. (Дата обращения 11.11.2016)
10Л.Н. Овчарова. Влияние социальных трансфертов на уровень доходной обеспеченности домохозяйств и что мы получили в результате монетизации льгот. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2005/0195/analit01.php (Дата обращения 11.11.2016)