МОСКВА, 13 сен — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Государственная Дума на пленарном заседании в четверг приняла в первом чтении президентский проект закона о наказании за отказ в трудоустройстве граждан предпенсионного возраста. В начале сентября президент Владимир Путин внес на рассмотрение нижней палаты парламента данный проект, согласно которому отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста влечет штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы до 360 часов. Соответствующие изменения предлагается внести в Уголовный кодекс РФ.
Под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. Предполагается, что это будет 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Проект поддержали три фракции: "Единая Россия", "Справедливая Россия" и ЛДПР. КПРФ проголосовала против.
НИ ЛЮДЯМ, НИ БИЗНЕСУ
Опрошенные "Прайм" эксперты скептически оценивают перспективу данной законодательной новации, отмечая, что она вряд ли серьезно поможет людям среднего возраста в трудоустройстве, а для бизнеса в целом окажется вредной.
"Введение наказания за увольнение работников предпенсионного возраста идет в разрез с базовыми принципами предпринимательской деятельности. Это дополнительный барьер отбивающий желание заниматься бизнесом", — полагает руководитель Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи.
При этом принятие подобного закона не изменит в значительной степени ситуацию на рынке труда, уверен управляющий партнер "АИП" Сергей Елин. "На практике достаточно легко отказать человеку в приеме на работу или уволить его, не указывая истинной причины. Так происходит, например, в случае с работниками определенного пола – в объявлении не указывают, что, к примеру, нужен именно мужчина, но на практике женщинам отказывают, ссылаясь на другие причины. То же самое, кстати, и с дискриминацией по возрасту – даже если не обозначен верхний порог, человеку старше не стоит надеяться получить место", — рассуждает эксперт.
С таким мнением согласна руководитель юридического отдела юридического бюро "Падва и Эпштейн" Татьяна Манакова. "Любая эффективная и рациональная бизнес-структура построена, в том числе, на обеспечении оптимальной потребности в персонале. Чтобы избежать необоснованного расширения штата, работодателям придется менять подход к соискателям на рынке труда. В частности, автоматически будут ужесточены конкурентные требования, и так достаточно высокие для молодых специалистов. Ведь обеспечение достаточного количества рабочих мест не может быть достигнут законодательным путём, данный фактор обусловлен в первую очередь общеэкономической ситуацией и реальными потребностями организации в количестве и квалификации работников", — указала она.
При этом для граждан вырастет риск потери работы задолго до достижения пенсионного возраста. Люди будут терять работу раньше, чем могли бы. А поскольку им будет невозможно устроиться вновь, вырастет нагрузка на систему занятости населения, расходы на выплаты безработным. В итоге бюджет сократит расходы на пенсионную систему, но увеличит на социальные статьи. Да и прослойка безработных предпенсионного возраста возрастет, лицам за 40 найти работу станет ещё сложнее, считает Хуруджи.
УВОЛЬНЕНИЯ НЕ ИЗБЕЖАТЬ?
Доказать, что причиной отказа в трудоустройстве или увольнения послужил именно возраст кандидата затруднительно, признают эксперты. "Можно предположить, что с жалобами на дискриминационный отказ в приёме на работу можно будет обращаться в общем порядке, существующим на данный момент – в Государственную инспекцию труда, в прокуратуру, в суд", — рассуждает Манакова. Ведь отрицательные решения при рассмотрении кандидатур таких соискателей будут обусловлены иными причинами, например, связанными с квалификационными требованиями.
"Рынок сам прекрасно регулирует эту сферу – есть ниши, где уместен труд таких людей, поскольку молодежь не желает идти на такие рабочие места из-за низкой зарплаты и отсутствия перспектив. Людей же в возрасте все устраивает, поскольку зарплата для них является прибавкой к пенсии, а строить карьеру им уже не нужно. Есть, напротив, должности, требующие быстроты реакции, молниеносного переключения между задачами, например, секретарь или диспетчер. Туда те, кто постарше, сами не идут", — отметил Елин.
Позитивное влияние закона возможно лишь в крупных полу- или целиком государственных компаниях, где сильны инерционные устремления. Например, любых сотрудников, достигших определенного возраста, автоматически увольняют во всевозможных ФГУПах, министерствах, ведомствах и т.п. Там могут пересмотреть кадровую политику. В коммерческом же сегменте, особенно в малом и среднем бизнесе, этого не произойдет, заверил он.