МОСКВА, 5 сен — ПРАЙМ, Анна Подлинова. Министерство экономического развития ухудшило прогноз по росту российского ВВП на 2018 год до 1,8% с 1,9%, на 2019 год — до 1,3% с 1,4%. Временное снижение темпов экономического роста в 2019 году произойдет из-за умеренно жесткой денежно-кредитной политики ЦБ, а также откладывающейся активной реализации национальных проектов при росте налоговой нагрузки, уточняет ведомство.
Министерство также повысило прогноз по чистому оттоку капитала из страны в 2018 году до 41 миллиарда долларов с 18 миллиардов долларов. При этом, курс рубля к доллару вернется на уровень 63-64 во второй половине 2019 года, уточняет МЭР.
Ухудшение прогнозов по росту ВВП связано с ожидаемым негативным эффектом от повышения НДС до 20% и снижением инвестиционной активности, а также ухудшением внешней конъюнктуры, отмечают опрошенные агентством "Прайм" аналитики. Тем не менее пока прогноз выглядит некритично: 0,1 процентного пункта можно счесть статистической погрешностью. Большее внимание стоит обратить на отток капитала и курс рубля.
По словам экспертов, резкое усиление оттока капитала и возможная девальвация рубля связаны с грядущими санкциями США, которые пугают инвесторов. Так, рубль выглядит недооцененным на 10-15%, причем его ослаблению способствует как внешняя напряженность, так и действия Минфина. И хотя фундаментально нет факторов, говорящих о сильном провале, резкую девальвацию национальной валюты в ближайшем будущем исключать не стоит.
ВВП
Основным фактором ухудшения прогнозов ВВП является эффект от налоговой реформы (повышения НДС с 18% до 20%), который нанесет серьезный удар по уровню благосостояния населения – динамика реальных доходов граждан продолжит стагнировать, полагает главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович.
"Стагнация реальных доходов населения в значительной мере ослабит потребительские расходы, которые на протяжении последних лет являются драйвером роста отечественного ВВП", — объясняет он.
Также негативный вклад в экономику РФ внесут американские санкции. По его словам, при поддержании санкционного давления на высоком уровне многие сектора промышленности продолжат испытывать нехватку финансирования, что в результате не позволит промышленному производству выйти на устойчивую траекторию роста.
"Совокупность внутренних и внешних факторов отразится замедлением роста ВВП РФ до уровней 1,5-1,8% к концу 2018 года и до 1,3-1,5% —в перспективе 2019 года", — прогнозирует он.
Снижение прогноза произошло из-за спада инвестиционной активности, считает аналитик Промсвязьбанка Михаил Демиденко. Рост инвестиций в основной капитал во втором квартале 2018 года замедлился до 2,8% г/г по сравнению с 3,6 % г/г в первом квартале. "В июле индикаторы инвестиционной активности указывали на ее дальнейшее снижение. Потребительский спрос также не демонстрирует признаков уверенного роста", — отмечает он.
Поэтому, по прогнозу Демиденко, в 2018 году рост ВВП составит 1,5–1,6%, а в 2019 году возможна даже незначительная рецессия, в случае, если инфляционные процессы будут развиваться динамично и ЦБ перейдет к циклу повышения ключевой ставки.
Тем не менее, снижение роста ВВП до 1,8% с 1,9% — это несущественно, 0,1 процентного пункта находятся в пределах статистической погрешности, говорит аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов. "В среднем за последние 10 лет развивающиеся страны показывают рост на 5,5% в год, то есть российские цифры гораздо ниже партнеров по развивающемуся лагерю", — поясняет он.
Могли бы помочь нацпроекты, которые призваны улучшать качество жизни, но в них сделана ставка на внутреннего, а не зарубежного инвестора, рассуждает он. Это приведет к быстрому исчерпанию ресурсов, необходимых для осуществления проектов. По словам Антонова, ставка на собственные силы еще ни разу не приводила к существенному росту ВВП, отрезанность от внешних рынков капитала ограничивает рост экономики.
ОТТОК КАПИТАЛА И ПАДАЮЩИЙ РУБЛЬ
Прогнозы по движению капиталов резко ухудшились из-за возможных недружественных действий США, считает ведущий аналитик "Открытие Брокер" Андрей Кочетков. "Это вынуждает нерезидентов усилить вывод средств из российских финансовых инструментов. Естественно, что бегство происходит на фоне вывода капитала с развивающихся рынков из-за роста ставки ФРС", — поясняет он, уточняя, что во втором полугодии к этому прибавились кризисные тенденции в экономиках с двойным дефицитом.
Покатович также считает, что отток капитала из РФ продолжится на фоне усиления спада на развивающихся рынка. По его оценке, к концу года курса доллара может находиться вблизи отметки 67 рублей. Но экономическая система России имеет необходимые ресурсы для поддержания своей устойчивости в долгосрочной перспективе, поэтому начала полномасштабного кризиса и перехода РФ в состояние рецессии ожидать не стоит, считает он.
В настоящее время нет фактов, которые бы свидетельствовали о начале полномасштабного кризиса в ближайшее время, соглашается Демиденко, уточняя, что к концу года возможно ухудшение состояния российской экономики.
"Основные риски здесь лежат в области валютного курса и инфляции. С начала года курс девальвировал на 20%, и пока мы не видим активного влияния ослабления курса на цены", — говорит он.
По его словам, если инфляционные процессы будут развиваться активнее, Центральный банк вынужден будет перейти к ужесточению монетарной политики, что, конечно, снизит темпы роста экономики.
В базовом сценарии наиболее вероятна консолидация валюты в диапазоне 64-69 рублей за доллар, считает эксперт. "С одной стороны, курс рубля представляется нам недооцененным на 10-15%, однако текущая внешняя конъюнктура в отношении слабости валют развивающихся стран и реализации санкций не позволяют рублю в полной мере компенсировать недооценку", — отмечает он.
Для домохозяйств и компаний очень важно понимать, будет ли девальвация рубля, говорит Антонов. По его мнению, если исходить из практики кризисов 1998, 2008, 2014 годов, то можно утверждать, что девальвация обязательно будет. "Но сказать, когда, невозможно, нужно просто иметь страховку от резкого обрушения курса, например, в виде бивалютной или мультивалютной корзины сбережений, в виде валютных инвестиционных инструментов", – замечает он.
Ослабление рубля частично компенсирует негативные тенденции, связанные с оттоком капитала, но лишь в части доходов от экспортной деятельности, говорит Кочетков. В прочих отраслях ослабление рубля приводит к падению потребительской активности, а рост ставок также негативно сказывается на перспективах автомобильной и строительной отраслях. "Соответственно, прогноз МЭР может оказаться даже слишком оптимистичным", — не исключает он.
При этом, курс рубля в последнее время является слабо предсказуемым, отмечает эксперт. "С одной стороны, есть давление санкционных рисков, а, с другой, Минфин проводит последовательную политику на ослабление национальной валюты", — говорит он.
Меж тем, по его словам, у рубля достаточно сильные макроэкономические основы. "Платежный баланс положительный, бюджет исполняется с профицитом, а внешний долг государства незначительный. Поэтому можно говорить о том, что рубль крайне перепродан по фундаментальным оценкам, но может продолжить ослабление до произвольной величины на действиях Минфина и внешних рисках", — прогнозирует он.
По мнению Кочеткова, если политика бюджетного правила сохранится на последующие 1-2 года, то курс может вовсе оказаться на уровне 80-100 рублей за доллар, даже если нефть будет еще дороже, чем на текущий момент.
"Но если грядущие американские санкции не будут чрезмерно жесткими, а Минфин частично пересмотрит бюджетное правило, то нельзя исключать укрепления рубля до 61-62 за доллар уже в конце текущего года", — полагает он.