МОСКВА, 2 окт — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Российские власти вновь взялись за идею введения для граждан нормы энергопотребления. Как пишет "Коммерсант", новый вариант, разработанный Минэкономразвития и Минэнерго, обещает быть мягче, чем предыдущий, замороженный в 2014 году. Тогда обсуждалось ограничение в 50-190 кВт ч на человека в месяц, оплачиваемых, как сейчас, по заниженному тарифу. Все, что свыше, должно было рассчитываться по рыночным ценам. В ряде регионов даже проводили эксперимент по внедрению новации, однако в итоге ее было решено заморозить на два года.
Вице-премьер Дмитрий Козак поддержал предложения, касающиеся нормы энергопотребления, однако конкретные параметры дифференциации тарифов еще прорабатываются. Предлагается соцнорма в 300 кВт ч, но уже не на человека, а на домохозяйство. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств, полагает руководитель группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.
По ее мнению, подобный пересчет логичен, поскольку домохозяйство – это и одинокий пенсионер, и семья с детьми. Энергорасход одинокого человека априори выше, чем у того, кто живет с семьей. В среднем в наше домохозяйство входит 2,5 человека, которые вместе потребляют 200 кВт ч в месяц. Таким образом, соцнормы в 300 кВт ч должно хватить, уверена эксперт.
КТО ЗАПЛАТИТ МЕНЬШЕ
Предварительно на это потребление будет распространяться базовый, то есть, льготный тариф. Все, что потрачено в рамках от 300 до 500 кВт ч, будет оплачено по повышенному тарифу, а свыше 500 – по "экономически обоснованному". Точных цифр пока нет. По словам Пороховой, экономический обоснованный тариф на электроэнергию для населения в два раза выше действующего. Именно столько платят не имеющие льгот юрлица, получающие электроэнергию на низком напряжении, как граждане.
Предполагается постепенное сокращение числа потребителей, приравненных к населению и платящих по столь же низким тарифам. Прежде всего, это садовые товарищества, кооперативы, религиозные организации. Речь идет также об отмене льготных тарифов для селян и граждан, пользующихся электроплитами.
"Последнее действительно является рудиментом, поскольку сейчас электрическая плита уже перестала быть основным "потребителем" в домохозяйствах", — считает эксперт АКРА.
В свою очередь, исполнительный директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева полагает, что ввод социальной нормы энергопотребления для населения может оказаться неэффективным. Это наглядно продемонстрировал опыт внедрения данной меры в восьми регионах страны.
"Там, где нормы были низкие, например, во Владимирской области, это повлекло за собой серьезные социальные волнения. А там, где норма была большой, это не продемонстрировало никакой экономической эффективности", — сказала Разворотнева РИА Недвижимость.
По ее словам, это объясняется тем, что, во-первых, в большинстве регионов нет дефицита электроэнергии. Энергетики заинтересованы в том, чтобы продавать больше. Кроме того, нормальная рыночная экономика построена на принципе: чем больше ты покупаешь, тем дешевле будет для тебя этот продукт, добавила эксперт.
ЧТО БУДЕТ С СУБСИДИРОВАНИЕМ
Одна из целей новации – снижение объемов перекрестного субсидирования, когда компании, потребляющие электроэнергию в регионе, вынуждены оплачивать ее по повышенным тарифам, чтобы избежать ощутимого роста платежной нагрузки для населения. Власти пытаются более справедливо распределить ее между группами потребителей. Именно этого хотели достичь в 2013-2014 годах. Однако эксперты сомневаются, что введение нормы тут поможет. "Сделать таким способом это невозможно, потому что промышленность потребляет порядка 80% электроэнергии, а население только 20%",— считает Разворотнева.
Это скорее точечные меры, они могут едва ли на пятую часть снизить перекрестное субсидирование в электросетях, когда бизнес доплачивает за низкие тарифы для населения, согласен старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко.
"Социальная норма может почти обнулить актуальную "перекрестку", но не в предлагаемых параметрах, когда по рыночным ценам будет платить только малая часть наиболее обеспеченных домохозяйств", — считает он. По мнению эксперта, разумнее было бы ввести пятилетний переходный период снижения величины социальной нормы. За это время тарифы для населения, кроме защищаемых категорий, будут подняты до экономически обоснованных значений.
В свою очередь, главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович полагает, что введение нормы энергопотребления может в определенной мере решить проблему перекрестного субсидирования в РФ. "По итогам 2017 года его объемы составили порядка 370 млрд рублей. Можно предположить, что с введением норм электропотребления эти суммы будут сокращаться, что особенно позитивно скажется на энергоемких предприятиях", — отметил он.
КТО ВЫИГРЫВАЕТ
В то же время, на наш взгляд, введение данной нормы не станет панацеей для энергокомпаний, продолжает эксперт. Для повышения эффективности требуется комплексный набор мер, включая сокращение избыточных затрат. По данным ЦБ РФ, кредитование компаний по производству и распределению электроэнергии, газа и воды является одним из наиболее быстрорастущих видов. По итогам августа объем кредитов, выданным данным компаниям, составил порядка 1,4 трлн рублей, увеличившись на 31,3% в сравнении с августом прошлого года.
"Полагаем, что высвобожденные средства могут пойти на выплату данной кредитной задолженности, а также на инвестиции в новые производственные мощности", — рассуждает он.
Позитивный эффект прежде всего ощутят энергоемкие предприятия, которые в данный момент вынуждены переплачивать из-за перекрестного субсидирования. Также с учетом того факта, что предлагаемые нормы носят более мягкий характер в сравнении с версией 2014 года, слабо обеспеченные слои населения, благосостояние которых может продолжить ухудшаться в следующем году на фоне стагнации располагаемых доходов, могут ощутить снижение нагрузки по данному виду платежей, заключил Покатович.