МОСКВА, 24 окт — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Правительство может получить возможность для легализации ввоза товаров без разрешения владельцев брендов. Как пишут "Ведомости", такие поправки в Гражданский кодекс подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Предполагается, что правительство получит право разрешать параллельный импорт в случае нехватки или отсутствия аналогичных товаров в России, а также завышения цен. 

Под параллельным импортом понимается ввоз в РФ оригинальной продукции иными импортерами, кроме импортера, уполномоченного правообладателем товарного знака, то есть официального дистрибьютора. В 2015 году кабмин уже соглашался легализовать параллельный импорт ряда товаров — в том числе лекарств, детских товаров и автомобильных запчастей. В начале 2018 года Конституционный суд разрешил ввоз товаров без разрешения владельца бренда, если он завысил на него цены.

По словам главного аналитика "БКС Премьер" Антона Покатовича, данную инициативу можно рассматривать как очередной инструмент диверсификации рисков санкционного давления на РФ и на российский потребительский рынок в частности. С этой точки зрения возможность покупки товаров из-за рубежа по более низкой цене послужит на пользу экономике.

Прибыль

Банк России предупредил о рисках двузначной инфляции в 2019 году

"Также параллельный импорт в какой-то мере может подстегнуть конкуренцию среди производителей, которая в свою очередь будет оказывать сдерживающее влияния на инфляцию. Однако данный фактор, на наш взгляд, теряет свою актуальность в ближайшей перспективе, так как реализация данных инициатив намечена на 2021 год, а пиковая инфляция в РФ может наблюдаться уже в следующем году", — сказал он.

НЕМНОГО НЕГАТИВА

Представители разных отраслей выступают как за, так и против инициативы. В числе последних те, кто работает с дистрибьюторами или сам является таковым и имеет на этом основную маржу, рассказал председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. 

"Они говорят, что по контракту должны не только продавать, но и ремонтировать технику по гарантии, а это дополнительные расходы", — отметил он. В свою очередь, сторонники этой меры напоминают, что есть и альтернативный ремонт, который зачастую дешевле официального, и большинство покупателей им пользуются. 

Те, кто локализовал производство в РФ, также против параллельного импорта, поскольку вложили деньги и хотят, чтобы они окупились. Если разрешить неофициальный ввоз в Россию аналогов этой продукции, производители окажутся ущемленными. 

По словам Покатовича, среди негативных эффектов может наблюдаться снижение склонности инвесторов к развитию внутренних брендов, так как в некоторых потребительских секторах себестоимость продукции, производимой за рубежом, является априори заниженной в сравнении с отечественными аналогами. Применение параллельного импорта к целым секторам потребительского рынка, а не к отдельным брендам, чьи действия оказывают определённое негативное влияния на формирование рыночных цен в сегменте, может отразиться активизацией роста ввоза контрафактной продукции в РФ.

ПОЗИТИВ КРОЕТСЯ В ЦЕНАХ

В целом рынок придерживается средней линии по этому вопросу – разрешить параллельный импорт в том случае, если в России нет аналогичного товара и не локализовано его производство.

"Позиция ФАС понятна – они ратуют за конкуренцию, но у других ведомств может быть свое мнение. Многое зависит от отрасли – в продуктовом ритейле и без того часто используют альтернативные схемы поставок на свой страх и риск, и легализация пойдет на пользу. В бытовой технике и электронике продавцы связаны с брендами договорами, поэтому им будет сложнее. Но и тут появится повод обговорить более выгодные условия поставок", — рассуждает Карпов. 

Главный аргумент сторонников введения параллельного импорта – возможность снижения конечных цен для покупателей за счет увеличения конкуренции. По мнению Карпова, это действительно возможно.

"Потребителю однозначно выгодно – один и тот же товар может быть дешевле на 30-40%, а то и в 2-3 раза в зависимости от категории. Особенно это касается продуктового ритейла", — сказал он.

В автомобильном бизнесе "серый" импорт важен с точки зрения покупки автозапчастей. Делать это по официальным каналам дороже и дольше, нежели по неофициальным, прежде всего, это касается марок, которые не производятся в России. 

Таким образом, легализация параллельного импорта увеличила бы конкуренцию и привела бы к снижению цен на ряд товаров. С учетом стагнации розничной торговли и отсутствия роста доходов населения это стало бы позитивом как для потребителей, так и для экономики в целом, резюмирует Карпов.