МОСКВА, 1 апр — ПРАЙМ. Система расчета коэффициента бонус-малус (КБМ) при определении стоимости ОСАГО изменяется с 1 апреля: КБМ будет присваиваться каждому водителю раз в год, а если у него таких коэффициентов несколько, то браться в расчет будет самый низкий. Опрошенные РИА Новости страховщики уверены — водителям не стоит опасаться, что нововведения скажутся на цене полиса. Наоборот, новый подход поможет "навести порядок" и не допускать ошибок при расчете стоимости "автогражданки".

КБМ — один из коэффициентов, на который умножается базовая ставка ОСАГО, после чего и определяется итоговая стоимость полиса. Бонус-малус зависит от истории аварийности водителя: если он часто был виновником ДТП, то коэффициент будет повышающим, если водил аккуратно — понижающим. Всего в КБМ существует 15 классов — чем хуже водит автолюбитель, тем ниже его класс. Для самого низкого из них КБМ будет равен 2,45, а для самого высокого — 0,5. Для новичков устанавливается нейтральное значение КБМ — единица.

История вождения находится в базе данных АИС ОСАГО Российского союза автостраховщиков (РСА). Ранее КБМ рассчитывался в тот момент, когда автолюбитель приобретал новый полис. Теперь коэффициент будет рассчитываться и присваиваться раз в год — 1 апреля, вне зависимости от того, когда будет приобретен новый полис. Если у водителя действуют несколько договоров, в которых он фигурирует, по ним могут быть разные значения КБМ. Но с 1 апреля будет браться в расчет только одно из них — самое низкое.

КАК ЕЗДИШЬ, ТАК И ПЛАТИШЬ

После изменения в подходе к присвоению КБМ цена ОСАГО либо останется прежней, либо даже снизится, считают страховщики.

"Для водителей с несколькими историями аварийности будет выбран КБМ с минимальным на 31 марта 2019 года значением. Затем будет проверена статистика убытков за последние два года, не учтенных по базе АИС ОСАГО, и зафиксирован окончательный размер коэффициента бонус-малус, который и будет применяться при расчете стоимости полисов ОСАГО в следующие 12 месяцев. При такой схеме перехода на новый порядок определения КБМ мы ожидаем, что удорожания ОСАГО не произойдет", — пояснил начальник управления в СК "МАКС" Евгений Попков.

"Важное изменение — для юрлиц также будет высчитываться один КБМ. Так что ожидаем снижения количества жалоб по ОСАГО и упрощения при проведении конкурсов для юрлиц", — добавил директор дирекции "Ингосстраха" Виталий Княгиничев. По его словам, средняя стоимость ОСАГО после нововведений скорее снизится, чем наоборот.

К такому же мнению пришел руководитель управления в "Альфастраховании" Денис Макаров. "Новый порядок расчета КБМ приведет к снижению среднего размера премии по ОСАГО, поэтому автомобилистам нечего опасаться", — сказал он.

Юрист и автоэксперт Сергей Смирнов уверен, что реформа КБМ — это еще один шаг к персональному тарифу, благодаря ей начнет работать принцип: "как ездишь, так и платишь".

"Для страховых компаний такая система также выгодна. Будет проще делать расчеты стоимости полиса, а в дальнейшем предоставлять и персональные условия для аккуратных водителей. Очевидно, что аккуратные водители будут платить меньше", — пояснил он.

РЕФОРМА "ЕДИНОГО АГЕНТА" И "Е-ГАРАНТА"

Сразу после — 2 апреля — обновится и система гарантирования РСА: бумажный "Единый агент" и электронный "е-Гарант". Система "е-Гарант" была запущена в 2017 году для обеспечения бесперебойного заключения электронных договоров ОСАГО с использованием площадки РСА. "Единый агент" заработал немного раньше — в 2016 году, он был направлен на улучшение ситуации с доступностью ОСАГО в некоторых регионах. Страховщики, имеющие там филиалы, осуществляют продажи бумажных полисов ОСАГО в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков — членов РСА.

Ранее система гарантирования предлагала страхователю только одного страховщика, исходя из номера ПТС. С апреля клиенту будет предлагаться список страховых компаний, у которых он сможет приобрести полис. При этом доля каждого страховщика в этой системе будет определятся его рыночной долей.

Как рассказали агентству в РСА, союз ожидает, что новшество повысит удовлетворенность автовладельцев, которые пользуются системами. При этом и эти изменения не повлекут роста цен на ОСАГО, уверены в РСА. Эту точку зрения поддерживает и Макаров.

"Изменения в порядке распределения бизнеса ("е-Гарант" и "Единый агент") касаются внутренних процессов страховщиков и не повлияют на доступность услуги. На стоимость ОСАГО оказывают влияние только экономика и конкуренция на рынке. В условиях конкуренции за клиента качество услуг и цены становятся более привлекательными", — пояснил он.

Смирнов видит в обновлении систем очевидный плюс для водителей, поскольку им перестанут навязывать определенную страховую компанию. "Теперь любой автовладелец через сеть интернет будет выбирать определенного страховщика из предоставленного списка, а значит, мы сможем заключать договоры с той компанией, которая нам нравится", — отметил он.

В то же время в "Ингосстрахе" уверены — изменения отрицательно скажутся на крупных игроках рынка, а также могут повлиять на цену полиса в "токсичных" регионах, но со временем и в пределах коридора. "Раньше крупные игроки легко закрывали квоту за счет собственного объема продаж. Теперь же именно на лидеров рынка вывалится основной поток, мелкие компании квоту выбирать не будут. Вырастет концентрация, а также ухудшится финансовый результат у крупных игроков", — считает Княгиничев.