МОСКВА, 17 апр — ПРАЙМ. Увеличение доходов региональных бюджетов вкупе со снижением долговой нагрузки и ростом числа профицитных бюджетов в 2018 году сформировали предпосылки для роста кредитоспособности большинства субъектов РФ. В то же время макроэкономические показатели характеризовались неоднородным распределением, а долговая нагрузка ряда регионов остается на очень высоком уровне, что обусловило снижение кредитоспособности некоторых регионов, а другим не позволило ее улучшить.
Об этом свидетельствует динамика индекса кредитоспособности регионов РФ, который рассчитали эксперты агентства РИА Рейтинг по заказу АЭИ "Прайм". Медианное значение индекса кредитоспособности всех субъектов РФ на 1 января 2019 года составило 61.8 (диапазон значений от 1 до 100), что на 6.4 пункта выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 59.4 на 1 января 2018 года до 63.0 на 1 января 2019 года.
Индекс кредитоспособности по итогам 2018 года повысился у 64 субъектов РФ, из которых у 10 регионов – более чем на 10 пунктов. У четырех субъектов РФ индекс не изменился, среди которых Москва и Санкт-Петербург с максимально возможным значением. Снизился индекс только у 15 субъектов РФ, при этом у большинства из них снижение было незначительным.
Лидерами роста стали: Томская область, Архангельская область, Ставропольский край, Тверская область, Республика Карелия, Белгородская область, Республика Хакасия, Калининградская область, Республика Калмыкия, Республика Коми, у которых по итогам 2018 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 10 пунктов. В большинстве случаев основной причиной повышения индекса стало снижение уровня долговой нагрузки, за счет существенного снижения объемов долга и роста доходов.
Почти у всех вышеназванных регионов отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета снизилось по сравнению с 2017 годом более чем на 10 процентных пункта, а в ряде случаев более чем на 20 процентных пунктов. У всех лидеров по росту индекса кредитоспособности темпы роста доходов региональных бюджетов существенно опережали темпы роста расходов.
На 1 января 2019 года индекс кредитоспособности превысил значение 80 у 27 регионов, что на 2 больше, чем годом ранее. Число регионов со значением индекса больше 90 выросло с 6 по итогам 2017 года до 11 по итогам 2018 года. В их число, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят Ленинградская область, Республика Татарстан, Московская область, Тюменская область, Ростовская область, Красноярский край, Воронежская область, Иркутская область, Вологодская область.
В то же время, несмотря на общее улучшение ситуации, кредитоспособность ряда регионов вызывает опасения, что как и ранее обусловлено высокими объемами государственного долга и низкой бюджетной обеспеченностью. У всех регионов, со значением индекса ниже 30, отношение госдолга на 1 января 2019 года к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2018 года превышает 79%. При этом у многих из них доля налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов регионального бюджета ниже 50%.
Хотя в нижней части списка также наблюдаются позитивные тенденции. Практически у всех регионов, у которых значение индекса кредитоспособности на 1 января 2018 года было ниже 30, по итогам 2018 года показатель вырос. Исключением является только Республика Мордовия, у которой самый высокий среди регионов РФ уровень долговой нагрузки.
В результате число регионов со значением индекса кредитоспособности ниже 30 снизилось с 14 в 2017 году до 7 по итогам 2018 года. При этом ни у одного региона индекс кредитоспособности на 1 января 2019 года не опускается ниже 20. Годом ранее таких регионов было два.
В 2019 году вполне вероятным является возобновление тенденции к увеличению объемов государственного долга регионов, что обусловлено необходимостью финансирования социальных обязательств, прописанных в "майских указах" и послании президента РФ Федеральному собранию. В результате вероятно повышение уровня долговой нагрузки, что может привести к некоторому снижению индекса кредитоспособности особенно у регионов с низкой бюджетной обеспеченностью.
Методика расчета индекса
Индекс кредитоспособности можно рассматривать в качестве индикатора, характеризующего возможности региона обслуживать государственные долговые обязательств. Значение индекса может изменяться в диапазоне от 0 (минимально возможное / худшее значение) до 100 (максимально возможное / лучшее значение). Индекс рассчитывается для регионов, у которых есть государственный долг. Соответственно на 1 января 2019 года индекс не рассчитывается для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю.
Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику.
Для оценки долговой нагрузки анализировались следующие показатели: отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга субъекта РФ к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, отношение общего долга субъекта РФ к объему ВРП субъекта РФ.
В группу "Бюджет" включены такие показатели как: доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение дефицита / профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.
В группу "Экономика" включены следующие показатели: масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.