ВАШИНГТОН, 30 апр — Dow Jones. В марте инфляция в США оставалась намного ниже установленного ФРС целевого уровня 2%, хотя расходы потребителей резко оживились. Вероятно, внешняя торговля и технологические инновации оказали давление на цены многих товаров.

Используемый ФРС индикатор инфляции – индекс цен расходов на личное потребление (PCE) – в марте по сравнению с таким же периодом прошлого года вырос всего на 1,5%, сообщило в понедельник Министерство торговли. Базовая инфляция, при расчете которой не учитываются волатильные цены на продукты питания и энергоносители, была не намного выше и составила 1,6%.

В феврале по сравнению с февралем прошлого года цены выросли на 1,3%, а годовая базовая инфляция составила 1,7%, сообщили в министерстве. Данные были опубликованы за два месяца из-за задержки, связанной с частичной приостановкой работы госорганов в начале этого года.

В течение нескольких последних лет инфляцию сдерживала стабильность цен на некоторые товары или их снижение, и эта тенденция продолжилась в марте. По словам экономистов, вялый рост экономики в других странах, возможно, оказывает понижательное давление на цены многих импортных товаров, ослабляя повышательное давление, которое возникает благодаря низкому уровню безработицы, росту доходов потребителей и их расходов в США.

Технологический прогресс означает, что качество электронных устройств растет быстрее, чем цены на них, что при расчетах учитывается как снижение цен. Вместе с тем смартфоны и онлайновые продажи упрощают поиск более выгодных покупок и ограничивают возможности продавцов повышать цены.

"Сегодня мы получаем намного больше вычислительной мощности на 1000 долларов, чем 10 лет назад", — сказал старший экономист UCLA Anderson Forecast Дэвид Шульман.

Из сотен категорий товаров, цены на которые учитываются при расчете индекса PCE, больше всего подешевели телевизоры, которые в марте стоили на 18% меньше, чем в то же время в прошлом году. На 10% и более подешевели телефоны, столовая посуда и ювелирные изделия.

Учитываемые в индексе PCE цены на товары длительного пользования, рассчитанные на три года и более, в марте по сравнению с мартом прошлого года снизились на 1,35%. Цены на другие товары, такие как бензин, продукты питания и одежда, выросли всего на 0,3%.

В то же время цены на услуги в марте обогнали общую инфляцию и поднялись по сравнению с мартом прошлого года на 2,29%. Экономисты говорят, что цены на услуги лучше, чем цены на товары, реагируют на такие краткосрочные циклические факторы, как уровень безработицы и тенденции расходов.

Даже инфляция в сфере услуг замедлилась за прошедший год. Например, цены на цены на медицинское обслуживание растут медленнее в результате действия Закона о доступном здравоохранении и других правовых реформ. В марте также замедлился рост цен на финансовые и коммунальные услуги, пассажирские авиаперевозки и услуги связи.

Цены на некоторые ключевые товары и услуги обогнали целевой уровень инфляции в 2%. В марте по сравнению с таким же периодом прошлого года бытовые электроприборы подорожали на 9,67%, так как введенные администрацией Трампа пошлины обусловили рост цен на стиральные и сушильные машины. Тарифы на образовательные услуги поднялись за год на 3,44%, а арендная плата – на 3,79%.

Руководители ФРС стремятся к годовой инфляции в 2%, считая этот уровень соответствующим здоровой экономике. Длительное отставание может означать, что рост экономики не так силен, как считается, причем, может быть, процентные ставки слишком высоки и сдерживают экономическую активность. Вместе с тем Министерство торговли сообщило в пятницу, что в марте рост расходов потребителей ускорился. Другие вышедшие в последнее время данные показали сильный рост розничных продаж, а также ускорение роста экономики в 1-м квартале.

Если слабость инфляции обусловлена факторами, не имеющими отношения к внутренней экономике, такими как внешний спрос и технологии, то понижение процентных ставок не усилит ценовое давление.

По словам экономистов, слабость индекса PCE говорит о том, что траекторию инфляции предсказать труднее, чем считалось, даже в сильной экономике.

"Есть много факторов, воздействующих на инфляцию, помимо традиционного циклического канала, на котором сосредоточили внимание руководители ФРС и экономисты, — сказала президент и учредитель компании Macropolicy Perspectives Джулия Коронадо. – Эти данные показывают, с чем они столкнулись".

— Автор Paul Kiernan, paul.kiernan@wsj.com; перевод ПРАЙМ, +7 (495) 645-37-00, dowjonesteam@1prime.biz

Dow Jones Newswires, ПРАЙМ