МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Новые санкции США, Великобритании и ЕС, введенные в четверг в отношении белорусских компаний-производителей удобрений, приведут к росту стоимости калийных удобрений в мире и грозят локальным дефицитом азотных удобрений, заявила РИА Новости советник вице-президента Центра стратегических разработок Любовь Арапова.
Санкционные пакеты в отношении минеральных удобрений у западных стран немного разные: США запретили вести бизнес с "Беларуськалием" (БКК) и "Славкалием" в дополнение к уже введенному в августе в "черный список" "Беларуськалию", а также операции с новыми долговыми обязательствами Белоруссии со сроком погашения более 90 дней, Британия — заморозила активы БКК (помимо действующего запрета с августа на ввоз), а ЕС не тронул БКК в этот раз, но ввел санкции против "Гродно Азот" (производитель азотных удобрений), отметила эксперт.
"Учитывая долю белорусской компании на мировом рынке калийных удобрений, ограничения в деятельности производителя станут дополнительным фактором роста мировых котировок", — считает Арапова.
По ее словам, в 2020 году на долю поставок белорусского хлоркалия приходилось менее 5% совокупного импорта в США. Эти потери легко восполняемы американскими и канадскими компаниями. В Соединенном Королевстве импорт белорусских калийных удобрений был лишь на уровне 0,08% от совокупного импорта хлоркалия в страну. "В Европе основной покупаемый вид калийных удобрений не попал под летний запрет, но американские ограничения по ведению бизнеса с "Беларуськалием" может стать препятствием для финансирования транспортировки белорусских удобрений в прибалтийские порты", — отметила она.
Кроме того, внесение в санкционный список "Гродно Азот" может привести к локальному дефициту азотных удобрений, особенно в свете действующего ограничения экспортных поставок из России азотных и смешанных удобрений. Российские экспортные ограничения также выступят в качестве сдерживающего фактора для потенциальной переориентации белорусской продукции на российский рынок, однако это может стать дополнительным фактором для замедления роста цен на внутреннем рынке, заключила она.