15 апр — ПРАЙМ / Dow Jones. Согласно публичным заявлениям и документам для регуляторов, международные компании подсчитывают десятки миллиардов долларов убытков от своей деятельности в России, борясь с последствиями продажи активов, закрытия предприятий и санкций.
Стоимость ухода западных компаний из России для акционеров станет яснее в ближайшие недели, когда компании представят первые финансовые отчеты с момента начала спецоперации на Украине.
По данным исследователей Йельского университета, более 600 западных компаний заявили, что они уйдут или сократят свою деятельность в России.
Потери, связанные с уходом, включают частичное или полное списание активов — от нефтяных скважин до автомобильных заводов и потребительских кредитов, согласно заявлениям компаний.
Последствия не ограничатся громкими заявлениями, которые уже поступили в основном от нефтегазовых компаний. Пятая часть компаний, входящих в S&P 500, имела российские дочерние компании на 2021 год, по данным Calcbench.
Больше всех последствия санкций ударят по BP PLC, которая может потерять до 25 млрд долларов вследствие отказа от своей почти двадцатипроцентной доли в российской нефтедобывающей компании "Роснефть", контролируемой правительством России.
С другой стороны, шведская телекоммуникационная компания Ericsson AB на этой неделе создала резерв в размере 900 млн шведских крон, что эквивалентно примерно 95 млн долларов, на обесценение активов и другие расходы, связанные с приостановкой деятельности в России на неопределенный срок.
По словам Карлы Нунес, управляющего директора компании Kroll LLC, консультирующей по вопросам рисков, обесценение активов, связанное с Россией, скорее всего, окажет наибольшее влияние на доходы европейских компаний. "В США, скорее всего, большее влияние окажут инфляция и глобальные перебои в цепочке поставок", — уточнила она.
По словам Джона Макинниса, профессора бухгалтерского учета Техасского университета в Остине, вопрос о том, должна ли компания принять на себя удар по прибыли, связанный с Россией, частично зависит от того, избавляется ли она от активов, консервирует их или просто прекращает продажи в России.
Согласно международным и американским правилам бухгалтерского учета, решение об обесценении актива принимается на основе его ожидаемой стоимости в течение срока службы. По словам Макинниса, для активов, которые временно простаивают, это может означать, что компании "могут продержаться довольно долго" без обесценения.
McDonald's Corp. не сообщила, будет ли она брать на себя бухгалтерские расходы, связанные с закрытием 847 ресторанов в России. В прошлом году на Россию и Украину пришлось около 9% глобальной выручки компании в размере 23 млрд долларов. Сеть ресторанов быстрого питания заявила, что закрытие ее точек носит временный характер, и 62 000 сотрудников в России остаются в штате.
"Компании всегда неохотно идут на то, чтобы нести убытки", — рассказал Ларри Крамбли, профессор бухгалтерского учета в Техасском университете A&M.
Некоторые компании избавляются от своих российских активов, вместо того чтобы ждать. Heineken NV и Carlsberg A/S, вторая и третья по величине мировые пивоваренные компании соответственно, заявили в прошлом месяце о намерении полностью выйти из России. Heineken сообщила, что ее уход приведет к единовременным расходам в размере 400 млн евро.
По мнению аналитиков, стоимость активов в России уменьшилась, и компаниям может быть трудно найти покупателей на свой бизнес или инвестиции в совместное предприятие, или же они будут вынуждены продавать их по заниженной цене.
Французский банк Societe Generale SA на этой неделе заявил, что его прибыль сократится более чем на 3 млрд долларов после того, как он продаст свою долю в "Росбанке" и его российских страховых подразделениях одному из богатейших людей России. Societe Generale не раскрыл, за какую сумму он продает "Росбанк". Но во французском банке отметили, что продажа приведет к списанию чистой балансовой стоимости проданных активов на сумму около 2 млрд евро и единовременным неденежным расходам в размере около 1,1 млрд евро.
Нефтегазовые компании, пообещавшие уйти из России, преимущественно готовятся списать всю стоимость своих активов. Exxon Mobil Corp. намерена выйти из масштабного нефтегазового проекта на острове Сахалин на Дальнем Востоке России, где сейчас владеет 30%. В зависимости от условий выхода, Exxon, возможно, придется списать всю балансовую стоимость доли в размере 4 млрд долларов, сообщила техасская компания в поданных регулятору документах.
Энергетический гигант Shell PLC идет дальше. Компания планирует списать бухгалтерские затраты в размере от 4 до 5 млрд долларов в связи с выходом из России, включая совместные предприятия с газовым гигантом ПАО "Газпром". Это больше внеоборотной балансовой стоимости этих активов на уровне около 3 млрд долларов. Удар по прибыли может включать в себя потенциальные издержки, связанные с выходом, такие как ожидаемые потери по кредитам, в последующих кварталах, заявили в Shell.
Компании, которым приходится принимать на себя финансовый удар при продаже российских активов, могут попытаться включить в списание как можно больше потенциальных убытков, отметил Крамбли.
Тотальное избавление от российских активов открывает возможности для потенциального увеличения прибыли в будущем, если потери на практике окажутся менее серьезными, чем изначально предполагала компания.
"В любой ситуации, когда компания несет крупные убытки, она будет стараться увеличить убытки в этом году, чтобы следующий год был потенциально лучше", — уточнил Крамбли.
Списания, связанные с Россией, почти наверняка выйдут за рамки этого раунда финансовой отчетности, причем уровень будущих убытков будет частично зависеть от того, восстановится ли экономика страны в конце этого года.
Citigroup Inc. в прошлом месяце заявил, что в случае "сильного стресса" он может понести убытки в России на сумму около 5 млрд долларов, что составляет почти половину его активов в этой стране на 10 млрд долларов. Руководители нью-йоркского банка заявили, что более вероятно, что потери будут гораздо меньше этой суммы.
— Авторы Jean Eaglesham
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ