МОСКВА, 28 июн — ПРАЙМ. Около 71% технологических стартапов в РФ созданы на собственные средства основателей, говорится в исследовании рынка технологического предпринимательства, проведенного при поддержке EY и ФРИИ, "Стартап Барометр 2018".

"71% российских стартапов основаны на собственные средства, то есть, в венчурной терминологии они не "venture baked" – не финансируются инвесторами. Только у 11% есть непрофильный инвестор, у 5% – "бизнес ангел", а у 3% – венчурный фонд", — следует из документа.

Средневзвешенный "возраст" стартапов – 3 года (основан в 2015 году). Большинство проектов основаны не одним, а несколькими фаундерами, что говорит о том, что предприниматели стремятся работать с партнерами. Почти у 40% российских стартапов более одного основателя, у 29% – более двух. Лишь одна треть опрошенных предпринимателей основали свой бизнес в одиночку, отмечается в исследовании.

"Мы получили большой разброс ответов (на вопрос, в каком сегменте предпочитают развивать бизнес IT-предприниматели – ред.), тем не менее, в лидеры с некоторым отрывом от остальных вышли Marketplaces, FinTech и SaaS (software as a service, программное обеспечение как услуга – ред.). … Согласно данным "Венчурного Барометра 2017", большинство игроков рынка отметило AI/ML (Artificial Intelligence Markup Language, язык разметки для искусственного интеллекта – ред.) и Blockchain в качестве предпочитаемых для инвестиций сегментов. А по данным текущего "Стартап Барометра", искусственным интеллектом и блокчейн проектами занимаются не более 1-2% от всех опрошенных", — указали авторы исследования.

СТАТИСТИКА СТАРТАПОВ

Большинство опрошенных российских предпринимателей живет в Москве (45%), а в Санкт-Петербурге — менее 10% от общего количества. Всего респонденты назвали более 40 городов – мест дислокации своего бизнеса, но каждый из них не занимает более 1-2%.

В предприниматели идут, в основном, люди в возрасте от 26 до 35 лет. Высшее образование имеют более половины опрошенных, два высших – около четверти, указывается в исследовании. Большинство опрошенных, как оказалось, уже имеют определенный предпринимательский опыт: 30% из них перед тем, как основать текущий стартап, уже имели собственный бизнес.

Из корпораций в бизнесмены подались 23% и 20% опрошенных (из крупных и средних компаний соответственно), а бывших студентов оказалось всего 8%. Госслужащих среди предпринимателей лишь 7%). При этом 63% фаундеров признались, что у них уже был негативный опыт, связанный с провалом проекта и закрытием бизнеса: 31% испытывали неудачу один раз, 33% – более одного раза; не переживали неудачи 37% опрошенных.

Подавляющее большинство стартапов (50%) находятся на стадии разработки продукта. До стабильных продаж добралась только около 20% всех респондентов. Самыми важными ресурсами для развития своего бизнеса фаундеры назвали деньги – так ответили 40% опрошенных.

"Несмотря на рост инвестиций в проекты на ранних стадиях (это показывают последние количественные исследования рынка), денег стартапам все равно не хватает. На втором месте – люди (23%), на третьем – нужные знакомства (17%). А вот дополнительные знания особо никого не интересуют. Только 3% опрошенных выбрали этот вариант ответа", — следует из исследования.

"По данным опроса, больше половины респондентов считают свой продукт уникальным, возможно, это сигнал к тому, что предприниматели настолько влюблены в свою разработку, что не готовы трезво смотреть на бизнес и конкурентов. На рынке все еще не хватает амбициозных основателей, многие успокаиваются, построив бизнес с выручкой 2-5 миллионов долларов в год. Российскому же рынку нужны супермотивированные предприниматели, которые будут строить крупный бизнес из стартапа", — отметил директор Акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев.

Исследование проводилось путем онлайн-анкетирования основателей российских высокотехнологических стартапов. Всего в опросе приняли участие около 300 предпринимателей – основателей IT-бизнесов. Опрос проводился в марте-апреле 2018 года.