МОСКВА, 20 окт — ПРАЙМ. Москвичи могут сохранить приватность своих поездок по городу, выключив Wi-Fi и Bluetooth и обновив операционные системы смартфонов, прокомментировал РИА Новости сопредседатель "Партии Роста", генеральный директор международной компании Group‑IB, специализирующейся на предотвращении кибератак, Илья Сачков.

Как следует из документа, опубликованного на сайте госзакупок, Москва потратит более 155 миллионов рублей на создание комплексной информационной системы мониторинга пассажиропотока в рамках развития интеллектуальной транспортной системы города. Из технического задания следует, что подрядчик должен будет поставить около 200 комплектов аппаратно-программного комплекса мониторинга пассажиропотока, в том числе на остановки городского транспорта и стелы пешеходной навигации. Они будут фиксировать MAC-адреса WiFi-устройств и Bluetooth-устройств.

Как поясняли в ЦОДД, техническое задание составлено исходя из практики мировых столиц – Сингапура, Лондона, Берлина и ряда других — и не предусматривает получения и использования никаких персонифицированных данных. Цель — "максимально улучшить качество пешеходных перемещений и работы городского транспорта".

MAC-адрес — уникальный цифровой идентификатор контроллера сетевого интерфейса, которым оснащается каждый смартфон. По нему можно отследить устройства в сетях Wi-Fi. Благодаря технологии рандомизации, смартфон автоматически меняет свой MAC-адрес при каждом подключении к беспроводной сети, чем существенно усложняет жизнь "сборщикам" данных.

"С точки зрения компьютерной безопасности, компьютерной гигиены, если хотите, мы всегда рекомендуем пользователям, которые заботятся о сохранности своей приватности, выключать Wi-Fi и Bluetooth, когда они их не используют. А в последнее время еще и рекомендуем использовать операционную систему IOS-14 на смартфонах от Apple, и Android 10-ку и выше для Android-смартфонов. Они имеют встроенные функции рандомизации МАС — адресов Wi-Fi и Bluetooth. Таким образом, обладая современными гаджетами, можно исключить свое попадание под работу данной системы слежения", — сказал Сачков.

"Пользователи новых операционных систем, даже если они не заботятся о сохранности своих персональных данных, будут включать эту функцию, что, в свою очередь, очень ограничит сегмент людей, которых планируют отслеживать", — добавил он.

По словам эксперта, когда внедрение подобной системы происходило в Лондоне и в Сингапуре, мониторинг по смартфонам был не единственным способом регуляции дорожного движения и трафика.

"В частности, использовались данные от сотовых операторов, с вышек мобильных телефонов, более эффективно использовались системы видеонаблюдения и датчиков, проездных и много чего другого. Поэтому, на мой взгляд, данный проект, если он не будет коррелироваться с другими системами слежения и мониторинга, это излишняя история, которая не приведет ни к какому положительному результату", — заключил Сачков.