МЕХИКО, 3 июн - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Система метро Мехико вполне соответствует размерам огромного мегаполиса, в котором оно расположено: сейчас протяженность линий превышает 225 километров, а число линий составляет 12. Каждый день метро перевозит более 4,5 миллиона пассажиров, однако власти признают - без достаточных инвестиций метро задыхается.

Метро мексиканской столицы довольно чистое, опрятное и комфортабельное. Вагоны поездов оборудованы системой вентиляции воздуха, что немаловажно в жаркое время. В последние годы городские власти могут похвастаться и гораздо более важным достижением - метро стало относительно безопасным, причем и в не самых лучших районах столицы. Благодаря системе видеонаблюдения и активной «зачистке» подземки от преступных элементов, сейчас в метро передвигаться безопасно могут даже иностранцы.

Однако такая огромная система требует и больших капиталовложений, а вот с этим, особенно на фоне того, что цена за проезд не меняется с 2010 года и составляет всего три песо (около семи рублей), возникают серьезные проблемы.

По оценке властей города, только на поддержание и ремонт подвижного состава и станций (а их 195 штук) необходимо в год не менее четырех миллиардов песо (320 миллионов долларов), и их катастрофически не хватает. В конце 2012 года правительство Мехико решило выделить 30 миллиардов песо (2,4 миллиарда долларов) на ремонт вагонов и путей в течение ближайших шести лет, причем речь идет о государственных средствах.

Метро в мексиканской столице появилось в 1969 году. С тех пор оно развивалось активно и в несколько этапов покрыло практически весь громадный мегаполис своей сетью. Метро в Мехико работает как под землей (115 станций), так и на земле (55 станций), еще 25 станций построены на специальных приподнятых виадуках. Кроме того, существует линия специального легкого поезда, соединяющего одну из конечных станций с южным районом Сочимилко. Метро Мехико работает не только в самом городе, но и покрывает ряд районов прилегающего штата Мехико.

Управляется метрополитен специально созданным при правительстве города органом - системой общественного транспорта, а строительство новых станций обеспечивает подразделение министерства работ и услуг федерального округа.

Эксперты удивляются, почему в условиях нехватки достаточных средств метро Мехико не прибегает к частным инвестициям в больших объемах и масштабах, хотя, к примеру, недавно они были привлечены для строительства нового транспортно-пересадочного узла «Росарио» и станции «Арена города Мехико». Бывший мэр Марсело Эбрард оценил стоимость этих проектов в 400 миллионов долларов, из которых в части строительства «Росарио» на частные инвестиции пришлось около 35 миллионов долларов.

Проект «Росарио» стал фактически «пилотным» в деле участия частных инвесторов в развитии системы метро и строительства такого большого транспортного узла. По данным правительства Мехико, ежедневно «Росарио» сможет принимать 200 тысяч пассажиров, прибывающих из шести районов «большого» Мехико и 19 районов соседнего одноименного штата.

В управлении общественной информации метрополитена Мехико РИА Новости сообщили, что действующее законодательство Мехико позволяет привлекать частные инвестиции в метро. «Проекты частно-государственного партнерства разрешены для метрополитена, но конкретно сейчас больше (кроме «Росарио») ни одного такого проекта не реализуется», - сказал представитель управления.

Предусмотрено также заключение контрактов с частными компаниями на выполнение тех или иных видов работ, но подобной контрактации в серьезных объемах сейчас также нет. Хотя именно такие компании обеспечивают, к примеру, уборку мусора с территории метрополитена.

Эксперты отмечают, что власти в лице правительства города достаточно консервативны в вопросе широкого допуска частного капитала в систему метрополитена в части инфраструктуры и обслуживания подвижного состава, причем этому не мешает даже нехватка средств. Не исключено, что это может быть связано со стратегическим статусом объекта.

С другой стороны, частный бизнес очень активно участвует в том, что можно назвать сопутствующей инфраструктурой метрополитена мексиканской столицы. Подземка просто заполнена различными магазинчиками и закусочными, где постоянно много людей, не говоря уже об обычных уличных торговцах, продающих свой разнообразный товар при полном отсутствии интереса к ним со стороны стражей порядка.

Назвать точную цифру вложений со стороны частных компаний в эту сферу метро-бизнеса в Мехико в управлении общественных связей затруднились, однако очевидно, что речь идет о миллионах долларов, затраченных на развитие сетей ресторанчиков и магазинов. По словам экспертов, в этой сфере никаких ограничений нет.

Примечательно, что власти третьего по величине города Мексики Монтеррея в штате Нуэво-Леон пошли гораздо дальше коллег из столицы. По словам министра социального развития Нуэво-Леона Фернандо Гутьерреса Морено, частные инвестиции будут активно привлечены к запуску третьей ветки метро Монтеррея. Речь идет о сумме примерно в 80 миллионов долларов, которые будут инвестированы в закупки подвижного состава, оборудование для оплаты проезда и в автобусы системы Metrobus, работающие в городе.