ЛОНДОН, 31 мая - РИА Новости, Мария Табак, Денис Ворошилов. Старейшее в мире лондонское метро в 2013 году отмечает 150-летие, однако сегодня первые его ветки - лишь малая часть всей системы метрополитена, охватывающей не только так называемый Большой Лондон, но и части графств Бакингемшир, Хартфордшир и Эссекс. В систему входят 270 станций и 250 миль (402 километра) путей. Подземкой лондонское метро можно назвать лишь условно: меньше половины (45%) путей проходят под землей. Ежегодно вагоны метро перевозят более миллиарда человек.

УПРАВЛЕНИЕ

Лондонское метро управляется государственной корпорацией Transport for London (TFL), учрежденной актом парламента в 2000 году и отвечающей за функционирование общественного транспорта в столице и окрестностях. TFL управляется советом директоров с председателем, назначаемыми мэром Лондона.

Градоначальник определяет стратегию развития транспортной системы столицы и нередко выступает в роли консультанта TFL. Он же определяет бюджет, ежегодно выделяемый корпорации.

У TFL есть три "дочки": London Transport Insurance (Guernsey) Ltd, TfL Trustee Company Ltd и Transport Trading Ltd (TTL). Метро, или London Underground Limited, является, в свою очередь, дочерней организацией TTL.

Под управление TFL метро, находившееся ранее в ведении Минтранса, перешло в 2003 году.

В период с декабря 2002 по апрель 2003 года London Undeground заключила три договора о государственно-частном партнерстве (PPP, Public-Private Partnership).

Компания Tube Lines отвечала за обеспечение работы и ремонта линий Jubilee, Piccadilly и Northern. Metronet Rail BCV выиграл тендер на ветки Bakerloo, Central, Victoria, Waterloo and City, Metronet Rail SSL - на Circle, District, Hammersmith & City, Metropolitan and East London. В 2008 году Metronet объявила о банкротстве, которое обошлось британским налогоплательщикам более чем в 400 миллионов фунтов стерлингов. Вверенные ее попечению линии перешли в ведение TFL. А в 2010 году Tube Lines стали "дочкой" TFL, что позволило Transport for London сосредоточить всю власть в своих руках.

«Мы вновь подчеркиваем, что схема государственно-частного партнерства провальна. Правительство не смогло доказать, что PPP стоит средств, которые на них тратят налогоплательщики», - говорилось в заключении транспортного комитета палаты общин британского парламента.

«Приобретение Tube Lines корпорацией Transport for London стало успешным завершением эры государственно-частного партнерства. Теперь мы полностью контролируем процесс модернизации и поддержания на должном уровне метрополитена. Когда все сосредоточено в одних руках, процесс принятия решений упрощается, снимается проблема лишней бюрократизированности», - сказал РИА Новости представитель корпорации.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

В 2012 году доходы метро составили 2 миллиарда 133 миллиона фунтов стерлингов, расходы - 1 миллиард 832 миллиона. TFL выделил London Undeground более миллиарда фунтов стерлингов, большая часть этих средств идет на модернизацию метро. При этом поддержание линий метро в должном виде, в среднем на 91%, обеспечивается за счет сбора средств за оплату проезда пассажирами.

Это возможно благодаря высоким ценам за проезд. Самым дешевым вариантом оплаты проезда в метро является Oyster card - магнитная карта, на которую кладутся деньги, которые списываются после каждой поездки. Цены варьируются в зависимости от зоны (Лондон поделен на девять зон, соответственно, билет, покрывающий все зоны, обойдется дороже всего) и времени дня (час пик или нет). Для сравнения: билет на одну поездку, покрывающий с 1 по 9 зону, обойдется пассажиру с Oyster card в час пик в 6 фунтов 70 пенсов, пассажиру, расплачивающемуся наличными - 7 фунтов 80 пенсов. Существуют также проездные билеты на сутки, неделю, месяц и даже год, позволяющие существенно экономить на проезде.

ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ

Последние два года в лондонском метро осуществляется амбициозная программа модернизации. С 2012 по 2013 год включительно на модернизацию четырех веток метро будет потрачено в общей сложности 570 миллионов фунтов стерлингов.

В течение двух лет подземка меняли устаревший состав метро на новый каждые две недели. В марте 2013 года последний старый поезд был снят с линии.

В настоящее время продолжается замена рельсов и модернизация сигнальной системы, в связи с чем некоторые отрезки линий метро, а иногда и ветки целиком, бывают периодически закрыты для пассажиров.

Кроме того, в настоящее время ведется строительство новой подземной транспортной системы Crossrail, которая будет насчитывать 39 станций и будет интегрирована с метро.

ЗАБАСТОВКИ И ЗАДЕРЖКИ

В последние два года забастовки сотрудников метро, ранее проводившиеся регулярно, заметно сократились, что позволяет говорить об успешности управления метро корпорацией Transport for London. Причина забастовок была все время одна и та же - угроза увольнения сотрудников в связи с оптимизацией расходов. Особенно участились протесты в годы работы компании Metronet, все время боровшейся с финансовыми трудностями и пытавшейся их решить путем сокращения рабочей силы и расходов.

«Сейчас разговоров о сокращениях нет. Зарплаты, конечно, могли бы быть и побольше, да и условия получше, но, по крайней мере, работа в метро стала стабильной.

Конечно, TFL должен платить нам за дополнительные часы и за работу в праздничные дни. Также нужно упорядочить систему бонусов и пенсий для сотрудников Tube Lines», - поделился с РИА Новости дежурный на станции Old Street.

Недовольство пассажиров работой метро Transport for London пока не преодолела.

«Это невозможно: поезда иногда приходится ждать по 20 минут, на станциях в час пик давки, в вагон зачастую войти нельзя, да еще они закрывают ветки метро. И при этом администрация все время говорит про работы по улучшению работы метро», - поделилась своими соображениями Ирина Гуц, живущая в Лондоне уже много лет.

Также жители города недовольны тем, что работники метро имеют право объявлять забастовки. В случае масштабных акций, а последняя такая состоялась в 2011 году, поезда ходят с увеличенным интервалом. Известны случаи, когда поезда ходили с интервалом в полчаса или час, либо же линия закрывалась целиком.

По опросам СМИ, более 16% лондонцев требуют лишить служащих метрополитена права бастовать и приравнять их в этом отношении к военнослужащим и полицейским.

Последние акции протеста работников метро прошли в апреле и мае 2013 года. Тогда линии и станции не закрывались, а служащие ограничились лишь митингами.

Всего, как сообщили в корпорации TFL, за период с 2000 по 2011 год в столичном метро прошло 36 забастовок, с 2005 по 2009 годы служащие подземки бастовали в общей сложности 20 дней. В среднем один день забастовки служащих метро обходится городу в 48 фунтов стерлингов.

Эксперты предлагают обезопасить город от забастовок введением в эксплуатацию поездов, управляемых электроникой, а не машинистами. Такие поезда уже успешно функционируют на линии легкого метро. При этом эксперты считают их более безопасными и надежными в условиях повышенных нагрузок.

Этот подход поддерживают члены Консервативной партии, но при этом они готовы пойти дальше и принять закон, усложняющий для профсоюзов процедуру принятия решения о проведении забастовки. В настоящее время забастовка может быть объявлена простым большинством голосов членов руководства профсоюза. Консерваторы предлагают ввести так называемое «правило 50+1», то есть забастовка будет объявляться в случае, если за это высказались 50% членов руководства профсоюза плюс один голос.

Против этих предложений резко возражают сами профсоюзы и работники транспорта.