1.Газпром как никто другой заинтересован в либерализации рынка акций
2.Никаких препятствий для объединения внутреннего и внешнего рынка на данный момент нет
3.Решение о либерализации будет принято в кратчайшие сроки
4.На следующем годовом собрании акционеров Газпрома можно будет обсуждать результаты либерализации.
Из первых двух пунктов возникает вполне логичный вопрос: «Если Газпром заинтересован и никаких препятствий для либерализации нет, то почему до сих пор рынки не объединены?» Этот же вопрос неоднократно задавался и на встречах менеджмента Газпрома с акционерами. На что получали в ответ многозначительное молчание.
Очевидно, что представители Газпрома (GAZP) лукавят, говоря, что никаких препятствий для либерализации нет. Препятствие есть – государство до сих пор не консолидировало контрольный пакет акций газового монополиста.
Без установления полного контроля государства над Газпромом никакой либерализации не будет. И государство можно понять. Структура собственности Газпрома, когда дочерние компании владеют 12% его акций, достаточно уязвима. Это было доказано известным случаем, когда со счета государственной компании Росгазификация были списаны 0,2% акций Газпрома. Никто не может гарантировать, что такое не повториться в будущем и государство не станет «обиженным миноритарием» со своим 38%-ным пакетом.
Вопрос в том, каким образом государство может перевести акции Газпрома с балансов формально независимых компаний в федеральную собственность. Как сообщил уже после собрания акционеров А.Миллер, выкуп акций будет осуществляться на рыночных принципах. Исходя из текущей стоимости акций Газпрома, 12%-ный пакет обойдется в $6 млрд. Такие средства в бюджете на 2004 г. не заложены. Зато вполне вероятно, что необходимая сумма будет включена в Бюджет –2005.
Таким образом, мы подошли к главному вопросу – Когда будет либерализация? Первое полугодие 2005 г. оказывается наиболее вероятным сроком для объединения внутреннего и внешнего рынков акций Газпрома. Действительно, решение о либерализации /читай о выделении денег бюджетом на покупку акций/ будет принято в кратчайшие сроки, поскольку подготовка этого самого бюджета в Минфине уже идет во всю. И к годовому собранию акционеров Газпрома в 2005 г. успеваем. Получается, что и третий и четвертый пункты выступления А.Миллера соответствуют действительности.
Косвенными подтверждениями нашей идеи являются:
1.рассмотрение осенью этого года вопроса об опционах для менеджмента Газпрома /несомненно, что менеджмент не захочет остаться без бумаг перед либерализацией/
2.отсутствие корреспондентских отношений между депозитарием Газпромбанка с Евроклиром /мы считаем, что в преддверии либерализации Газпромбанк установит корреспондентские отношения со всеми крупнейшими клиринговыми организациями Европы/. Как заявил на июньской встрече с акционерами Газпрома директор Депозитария, данный вопрос в настоящее время прорабатывается.
Мы считаем, что приобретение акций Газпрома по текущим ценам с инвестиционным горизонтом в 1 год более чем оправдано. Напомним, что цена внутренних акций Газпрома на 50% ниже стоимости ADS, что означает наибольший потенциал роста среди российских голубых фишек. Кратковременное расстройство инвесторов результатами годового собрания и снижение котировок бумаг Газпрома является удачным моментом для наращивания длинных позиций.”