За период с 2000 по 2003 гг рынок ИТ вырос почти вдвое - более чем до 6 млрд долл и, по экспертным оценкам, к концу 2004 г достигнет 7,5 млрд долл. Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы рынка ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 проц объема всего ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд долл и составляет более 5 проц от ВВП.
Темпы развития российского рынка ИТ за последние 4 года являются опережающими по отношению к экономике страны в целом и составляют в среднем 25 проц в год, однако по уровню развития и использования ИТ Россия значительно отстает от западных стран. Существующие темпы развития рынка являются недостаточными для преодоления низкой эффективности российской экономики, их сохранение приведет к увеличению технологического отставания России и дальнейшей зависимости экономики страны от сырьевого сектора и импорта высокотехнологичной продукции.
В результате реализации концепции занятость в отрасли может составить до 5 проц работающего населения, или 3,5 млн человек. Развитие отрасли ИТ будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, эффективности использования человеческих и материальных ресурсов, что внесет заметный вклад в решение задачи удвоения ВВП и сокращения сырьевой зависимости российской экономики.
Высокий уровень развития ИТ станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, обеспечения национальной безопасности на современном уровне.
К другим положительным эффектам от реализации концепции относятся увеличение прямых иностранных инвестиций, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, повышение общей квалификации специалистов отрасли ИТ.
Превращение отрасли ИТ в одну из движущих сил экономического роста и модернизации страны в короткие сроки возможно только в случае обеспечения целенаправленной государственной поддержки ускорения темпов ее развития, отмечается в материалах Мининформсвязи.
Как показывает опыт ряда стран, стимулирование развития отрасли ИТ предполагает приоритетное развитие направлений, имеющих высокий экспортный потенциал, а также привлечение ведущих мировых производителей в сфере ИТ для размещения на территории страны своих научно-исследовательских и производственных центров. При этом необходимо также обеспечить господдержку развития внутреннего рынка на основе стимулирования спроса со стороны государства, населения и предприятий всех отраслей экономики для обеспечения масштабного внедрения и использования ИТ в социально-экономической сфере и госуправлении и решения задачи модернизации страны. Стимулирование развития экспортоориентированного производства в сфере ИТ и внутреннего рынка должны рассматриваться как одинаково приоритетные задачи государственной поддержки развития рынка ИТ.
В первую очередь предстоит разработать и принять законы, обеспечивающие единый концептуальный подход к урегулированию базовых вопросов правоотношений, связанных с использованием информации: о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене". Требуется содержательное раскрытие положений Гражданского кодекса РФ об информации как отдельном объекте гражданских прав, а также сложившегося в теории и практике регулирования представления об информационных правах - таких, как право на доступ к информации и на ограничение такого доступа, на свободное распространение информации, на защиту от недостоверной и незапрошенной информации и т д.
Необходимо законодательно обеспечить доступ населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления путем принятия федерального закона "О праве на информацию". В этом законе следует определить понятие "официальная информация", а также привести перечень информации, которую органы государственной власти обязаны делать публично доступной, уточнить правовой статус производителей и держателей /обладателей/ официальной информации, определить их обязанности по организации хранения официальной информации и доступа к ней.
Требуется регулирование общественных отношений, связанных с развитием и использованием современных информационных технологий, включая сеть Интернет /принятие федерального закона "Об электронной торговле", внесение изменений и дополнений в законы "О средствах массовой информации", "О рекламе"/.
К основным задачам господдержки в области обеспечения квалифицированного спроса со стороны государственных органов и бюджетных учреждений относятся: сокращение сроков полезного использования /амортизации/ компьютерного оборудования и программного обеспечения; переход госучреждений от обслуживания ИТ-систем собственными силами к обслуживанию их силами сторонних специализированных организаций с проведением открытых конкурсов по их выбору; повышение открытости и эффективности проведения закупок для государственных нужд в области ИТ; повышение общей квалификации работников органов власти и бюджетных учреждений, госслужащих в области использования ИТ.
К основным задачам господдержки в области повышения доступности современных ИТ для населения относятся: разработка программы поддержки приобретения персональных компьютеров для малообеспеченных слоев населения /одним из таких мероприятий мог бы стать вычет стоимости персонального компьютера, приобретенного для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц/; создание в регионах общедоступных центров повышения компьютерной грамотности населения и центров общественного доступа к сети Интернет; развитие широкополосного доступа и реализация госпрограммы подключения общеобразовательных школ к сети Интернет; проведение социальной рекламы, направленной на популяризацию ИТ среди населения; разработка мер стимулирования передачи организациями и предприятиями устаревших персональных компьютеров в личное пользование сотрудникам или учебным заведениям.
По мнению Мининформсвязи, снижение импортных пошлин также является рычагом повышения спроса со стороны населения и предприятий на компьютерное оборудование. Эти пошлины не выполняют функций защиты внутреннего производителя и лишь повышают стоимость компьютера для конечного потребителя. Ликвидация пошлин на компьютеры и комплектующие также согласуется с позицией ВТО.
Господдержка развития экспорта продукции и услуг в сфере ИТ включает два основных направления: повышение конкурентоспособности российских компаний отрасли ИТ на экспортных рынках; привлечение в Россию ведущих мировых компаний отрасли ИТ для создания центров перспективных разработок и предоставления услуг.
Развитие экспорта на большинстве сегментов компьютерного оборудования существенно затруднено из-за высокой конкуренции со стороны ведущих западных компаний и низкой стоимости продукции, производимой в Юго-Восточной Азии.
Определенные перспективы на мировом рынке есть у российских компаний-разработчиков прикладных и развлекательных программных продуктов, а также сложных комплексов программного обеспечения, встраиваемого в различное промышленное и бытовое оборудование.
Однако наиболее перспективным направлением развития экспорта российской отрасли ИТ может стать разработка заказного программного обеспечения для зарубежных компаний. В этом сегменте Россия обладает следующими конкурентными преимуществами: наличием высококвалифицированных специалистов, имеющих фундаментальное образование и опыт решения сложных технических задач, и географической близостью к основным экспортным рынкам.
Другим ключевым направлением развития экспорта является привлечение ведущих мировых компаний для открытия ими в России исследовательских центров и центров перспективных разработок. Это позволит использовать финансовые, промышленные и управленческие ресурсы международных компаний, создать в стране новые высокооплачиваемые рабочие места и развивать инфраструктуру, а также способствовать приобретению российскими специалистами передового опыта управления проектами в сфере ИТ.
Основными мерами стимулирования развития экспорта в сфере ИТ являются упрощение таможенного администрирования, совершенствование налогового законодательства, а также поддержка продвижения российских компаний отрасли ИТ на мировом рынке.
Мининфорсвязи считает необходимым внесение следующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ: определение услуг по разработке программного обеспечения как вида услуг, который может осуществляться на экспорт, и определение порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения для использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость; осуществление возмещения НДС экспортерам продукции и услуг ИТ в порядке, аналогичном для традиционных экспортеров в других отраслях промышленности, с учетом особенностей, возникающих при экспорте продукции и услуг ИТ.
Необходимо также рассмотреть возможность снижения суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для предприятий отрасли ИТ, например, в случае их размещения в технико-внедренческих особых экономических зонах /ОЭЗ/ со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности.
Важной мерой стимулирования экспорта также является продвижение отечественной отрасли ИТ на мировом рынке и поддержка сертификации компаний-экспортеров по международным стандартам /ISO 9001 и CMMi/. Необходимо организовать господдержку сертификации экспортеров по международным стандартам, которая может включать софинансирование расходов компаний отрасли ИТ на получение сертификатов качества по стандартам ISO 9001 и CMMi, необходимых для выхода на внешние рынки.
В рамках развития отрасли ИТ важнейшим направлением является создание специализированных технопарков, обеспечивающих возможность формирования критической массы специалистов и предоставления им телекоммуникационных услуг необходимого качества по доступной цене. Технопарки могут размещаться в технико-внедренческих ОЭЗ со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности.
Чрезвычайно важным для развития отрасли ИТ является предоставление, в том числе в регионах, телекоммуникационных услуг по ценам, сравнимым с мировыми.
Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для отрасли ИТ и приведение ее в соответствие с основными международными стандартами является критическим фактором развития отрасли. Необходимо обеспечить реализацию программы адаптации высшего профессионального образования к потребностям отрасли ИТ, привести учебные программы по подготовке специалистов в области ИТ в соответствие с лучшей международной практикой а также организовать на базе вузов курсы повышения квалификации по специальностям, востребованным отраслью ИТ. Для решения этой задачи необходимо обеспечить привлечение представителей ведущих мировых и российских компаний отрасли ИТ к участию в разработке программ обучения специалистов в области ИТ и организацию прохождения ими практики в этой области.
В целях обеспечения доступности финансовых ресурсов для отрасли ИТ необходимо обеспечить развитие венчурного финансирования как наиболее важного механизма для коммерциализации и внедрения новых разработок в промышленное производство и эксплуатацию. Кроме принятия специализированного законодательства, для развития венчурного финансирования представляется целесообразным создание фонда совместного инвестирования в компании отрасли ИТ, в котором государство может выступить в роли миноритарного инвестора для демонстрации стратегической роли отрасли в экономике страны.
Важной мерой институционального развития отечественной отрасли ИТ является принятие программы действий по защите интеллектуальной собственности и борьбе с нелегальным использованием ИТ-продуктов /"пиратством"/.