Федеральная служба страхового надзора /Росстрахнадзор/ приказом от 11 марта приостановила действие лицензии страховой компании "АВЕСТ-Классик", сообщил ПРАЙМ-ТАСС начальник Управления надзора и финансового контроля Росстрахнадзора Виталий Метельков. Хотя приостановление лицензии - событие, не являющееся чем-то выдающимся для страхового рынка /например, за 2004 г действие лицензии было приостановлено у 84 страховщиков/, к крупным компаниям, к числу которых можно отнести и "АВЕСТ-Классик", меры такого воздействия надзор применяет нечасто. В пресс-службе компании факт приостановления лицензии комментировать ПРАЙМ-ТАСС не стали, сославшись на то, что никаких документов по этому поводу из надзора в "АВЕСТ-Классик" не поступало.
Страховая компания "АВЕСТ-Классик" наряду с компанией "АВЕСТ" входит в страховую группу "АВЕСТ". Группа была создана в конце 2001 г бывшими менеджерами страховой компании "ВЕСТА" /сейчас "АльфаСтрахование"/, которые решили попробовать свои силы в собственном страховом проекте после приобретения ВЕСТА "Альфа-Групп".
По данным Росстрахнадзора, по итогам 2004 г страховая компания "АВЕСТ-Классик" вошла в число 100 крупнейших страховщиков России. Собранная компанией страховая премия за этот период составила 819,18 млн руб, основная часть которой - 685,7 млн руб - пришлась на страхование имущества и, в первую очередь, на страхование автотранспорта. Общее количество клиентов страховщика по автострахованию составляет около 15 тыс физических лиц.
В начале января компания объявила о смене тарифной политики по страхованию автотранспорта, в результате тарифы компании по этому виду страхования выросли на 5-10 проц, а по отдельным видам на 15 проц. Позднее в СМИ появилась информация о намерении компании выйти из розничного бизнеса и акцентировать свою деятельность на работе с крупными клиентами.
Как рассказал ПРАЙМ-ТАСС В.Метельков, приостановление лицензии "АВЕСТ-Классик" вызвано с неисполнением последней предписания надзора. На официальном языке основная претензия Росстрахнадзора к компании заключается в том, что она нарушала лицензионные условия.
По словам представителя Росстрахнадзора, компания не выдерживала сроки выплат страхового возмещения по автострахованию. По правилам, прописанным в лицензии "АВЕСТ-Классик", выплата должна быть произведена клиенту в 15-дневный срок, что не выполнялось на практике. Росстрахнадзор по признанию В.Метелькова получает очень много жалоб на "АВЕСТ-Классик". По данным ПРАЙМ-ТАСС, форумы автомобильных сайтов сейчас "завалены" перепиской клиентов "АВЕСТ-Классик", которые обсуждают каким образом можно взыскать деньги со страховщика.
По мнению экспертов, проблемы с выплатами у компании должны были начаться гораздо раньше, и они являются результатам непродуманной тарифной политики по страхованию автотранспорта. В то же время полагают собеседники ПРАЙМ-ТАСС, компанию на какое-то время поддержала обязательная "автогражданка". Ей занимается СК "АВЕСТ" - вторая компания группы. По итогам 2004 г СК "АВЕСТ" заключила более 57 тыс договоров ОСАГО и получила 152,35 млн руб страховой премии по этому виду страхования. В тоже время, по словам В.Метелькова, Росстрахнадзор пока не имеет претензий к СК "АВЕСТ". Однако один из представителей страхового сообщества сообщил ПРАЙМ-ТАСС еще в феврале, что "АВЕСТ" хочет уйти с рынка ОСАГО, но не знает, как это сделать.
По оценке экспертов, тарифы "АВЕСТ-Классик" по "автокаско" были всегда занижены на 2-3 проц по сравнению со среднерыночными. "Мы давно предрекали этот кризис, поскольку демпинг на рынке автострахования очень опасен", сообщил ПРАЙМ-ТАСС заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов.
Вместе с тем, приостановление лицензии не дает ответа на главный вопрос, что будет с клиентами "АВЕСТ-Классик"? Дело в том, что по закону "Об организации страхового дела в РФ" приостановление действия лицензии фактически означает запрет на проведение страховой деятельности. При этом страховая компания не может заниматься не только заключением новых договоров, что вполне понятно, но и производить страховые выплаты. Поправки в закон, которые позволяли бы компаниям урегулировать убытки уже подписаны президентом, однако пока не вступили в силу, поскольку не опубликованы в "Российской газете".
С другой стороны, приказ Росстрахнадзора также официально не опубликован и, в случае, если это произойдет после публикации поправок в закон "Об организации страхового дела в РФ", "АВЕСТ-Классик" будет иметь право рассчитываться с клиентами, которые ждут страховой выплаты. Правда, хватит ли у компании на это денег неизвестно. Как показывает опыт, все компании, которые столкнулись с проблемами по автострахованию /"Континент-Полис", "Народный резерв", "Налко"/ в конечном итоге ушли с рынка "по-английски", не рассчитавшись со своими клиентами.