"Фактически речь идет о новой редакции закона, в которой оговорен перечень дополнительных условий, при которых финансовые операции подлежат особому контролю, а также расширен круг обязанностей лиц, осуществляющих финансовые операции", - сказал директор департамента финансового мониторинга Комитета госконтроля страны Валерий Ярошевский, представляя законопроект в парламенте.
Законопроект предусматривает усиление контроля за контрагентами по финансовым операциям со стороны не только банков, но и других участников этих операций.
Он отметил, что особому контролю в Белоруссии подлежат финансовые операции на сумму более 2 тыс базовых величин /1 базовая величина - 24 тыс бел руб; 1 долл - 2150 бел руб/ для физлиц и 20 тыс базовых величин для юрлиц, при наличии сведений о связи субъектов, совершающих сделку, с террористической деятельностью, при наличии подозрения в том, что операция осуществляется с целью легализации доходов, ряде других случаев.
Директор департамента финансового мониторинга Комитета госконтроля подчеркнул, что в проекте закона также оговорен перечень операций, не подлежащих особому контролю. Это операции со средствами бюджета Союзного государства, республиканского и местных бюджетов, получение кредитов под гарантию правительства, операции с государственными ценными бумагами и иные операции по перечню, определяемому президентом страны.
В.Ярошевский подчеркнул, что проект закона разработан в соответствии с рекомендациями Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями /FATF/.
Департамент финансового мониторинга создан в Белоруссии в сентябре 2003 г. В 2004 г и первом квартале 2005 г департамент обработал 27 тыс специальных формуляров о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, на основании полученных данных выявлена 251 подозрительная операция, по результатам исследований возбуждено 36 уголовных дел, в бюджет взыскано около 2 млрд бел руб.