В канун Дня победы на лентах информационных агентств появилось любопытное сообщение. Станция столичного метро "Измайловский парк" в скором времени будет переименована в "Партизанскую". Такое постановление подписал мэр Москвы Юрий Лужков. По словам представителей московского метрополитена, решение о переименовании станции было принято столичными властями в связи с грядущим 60-летием Победы в Великой Отечественной войне и многочисленными просьбами ветеранов. Как заявляют в городской администрации, организационные вопросы - подготовка и замена букв названий станции, изменения в схему столичного метрополитена будут урегулированы в течение двух ближайших месяцев. При этом, как заявил начальник московского метро Дмитрий Гаев, первоначально на стенах станции будет нанесено новое название "Партизанская", а внизу в скобках указано старое название станции. В вагонах метро также будут объявлять станцию "Партизанская", бывшая "Измайловский парк".
Судьба названия этой станции была непростой, и оно менялось не раз. Так, при открытии станции в 1944 г она называлась "Стадион СССР". Авторами проекта станции были скульптор Матвей Манизер и архитектор Борис Виленский. Такое название было дано неспроста. В 40-м г прошлого века – эпоху великих строек и не менее грандиозных планов – предполагалось, что рядом с вновь строящейся станцией должен быть построен грандиозный стадион им.Сталина. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. Поскольку станция расположена близко к поверхности земли, она строилась открытым способом, на ней построены 3 пути и 2 платформы, предполагалось два выхода, вверх должны были вести 12 эскалаторов. Стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. После ее окончания планы властей изменились, все силы были брошены на строительство метро, а идея возвести стадион так и осталась нереализованной. Станция же стала частью нереализованного спортивного комплекса, и при ее огромных для того времени размерах обслуживала лишь малую часть запланированного изначально пассажиропотока.
Впоследствии Арбатско-Покровская линия метро, на которой расположена станция, начала расширяться, на ней стали появляться новые станции. Это привело к некоторой неразберихе с названиями. Идея стадиона канула в Лету, и нынешний "Измайловский Парк" назвали "Первомайской". Потом она стала называться "Измайловская", а еще позже станция поменялась названиями с "предыдущей", если ехать из центра, станцией, получив свое окончательное /до последнего времени/ название - "Измайловский парк".
Строительство же стадиона было возобновлено только перед Олимпиадой-80. Теперь это стадион "СКИФ", расположенный рядом с Институтом физкультуры. Он не такой грандиозный, как планировалось изначально, и функционирование станции в изначально задуманном объеме все так же остается нереализованным.
О том, что какую-либо станцию московского метро необходимо назвать "Партизанская", говорили довольно давно. Почему эта "участь" досталась именно "Измайловскому парку"? Вряд ли на северо-востоке Москвы во время Великой отечественной войны процветало партизанское движение. В ряде СМИ появилась версия, что причиной такого решения столичных властей стали барельефы с партизанской символикой, использованные в оформлении станции. Так как отделка станции велась уже во время войны - скульптор М.Манизер и художник Андрей Гончаров использовали в оформлении темы партизанского движения.
Тем не менее, данное переименование выглядит весьма странно. В советские времена станции называли "по идеологическим мотивам". Однако политические веяния меняются, и однажды возвеличенный герой в одночасье мог быть развенчан. В этом случае названную в честь него станцию, как правило, переименовывали, а это влекло за собой массу денег и вызывало закономерное недовольство горожан. Самая грандиозная волна переименований пришлась на 90-е годы прошлого века, когда, стремясь избавиться от "наследия коммунистического режима", московские власти в массовом порядке поменяли названия целого ряда станций. Так, "Площадь Ногина" превратилась в "Китай-город", "Кировская" – в "Чистые Пруды", "Горьковская" стала "Тверской", а "Проспект Маркса" – "Охотным рядом". При этом многие москвичи выражали недовольство переименованиями и писали письма в администрацию города, жалуясь на то, что совершенно дезориентированы новой картой метро. Единственным новым именем, которое они расценили положительно, стала "Дубровка", сменившая неудобопроизносимое название "Шарикоподшипниковская".
После этого власти стали относиться к переименованиям более осторожно, даже выпустив в этой связи специальный городской закон. Согласно этому закону, названия станций метрополитена должны отвечать историко-географическим особенностям города, а главное - максимально соответствовать наименованиям наземных объектов. По этому же закону известных людей в метро увековечивать нельзя, кроме случаев, когда имеется совпадение с названием близлежащей улицы или проспекта, как, например, "Проспект Вернадского". Очевидно, что с географическими особенностями близлежащего микрорайона Северное Измайлово новое название совпадает в минимальной степени, если совпадение в данном случае вообще наличествует.
Однако ряд экспертов считают, что в подобных переименованиях есть объективная необходимость. Как заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, в московском метрополитене существует много близких по звучанию станций, и это создает определенные неудобства, прежде всего для иногородних граждан. "Например, станции "Калужская", "Каширская" и "Каховская" находятся недалеко друг от друга. Разобраться немосквичу просто невозможно", - заметил депутат. Сюда же можно отнести и станции "Измайловская" и "Измайловский парк", полагает Е.Бунимович. "Ясно, что в какой-то момент надо переименовывать, и мне кажется, что День Победы - удобный и нормальный повод, чтобы назвать одну из станций "Партизанская". Мне кажется, наши партизаны вполне этого достойны", - сказал он.
Многие горожане, в свою очередь, не одобряют данное решение столичных властей. Согласно опросу, проведенному "Эхом Москвы", граждане считают, что от переименования жизнь лучше не станет, и данный акт лишь добавит стресса в и без того неспокойные будни горожан. Те же, кто живут в данном районе, заявляют, что вообще находятся в шоке от грядущего переименования, оправдывая это тем, что всю жизнь жили на Измайловском парке, привыкли к этому названию, оно им нравится, и они не хотят путаницы, которая неизбежно наступит вслед за введением нового названия.
