Для успешной работы на срочном биржевом рынке /фьючерсы, опционы/ игрокам требуется владеть достаточно специфическими знаниями, но это себя оправдывает, так как возможности игрока на срочном рынке весьма обширны. Срочный рынок предоставляет участникам большое множество торговых стратегий, которые основаны как на одновременном осуществлении операций с группой инструментов, так и на арбитражных операциях с использованием базового актива на рынке спот. По наблюдениям ряда игроков в последнее время на срочном рынке РТС FORTS часто возникает явление бэквордации /backwardation/. Суть этого явления заключается в том, что стоимость фьючерсного контракта ниже стоимости базового актива.
Здесь стоит напомнить о том, что фьючерсный контракт имеет время жизни, по истечении которого стороны, имеющие открытые позиции должны совершить взаиморасчеты /исполнить контракт/. Фьючерсные контракты на FORTS сейчас не расчетные, а поставочные, и это значит, что при окончании обращения контракта лица, которые имеют открытые позиции, должны купить или продать «реальные» акции. Таким образом, в последний день обращения контракта его стоимость стремится к стоимости базового актива /самой акции/, если разница в цене и возникает, то игроки ее используют и проводят арбитражные сделки. Собственно этими действиями они и поддерживают баланс «правильных» цен.
Это свойство расчетов по фьючерсным контрактам фактически устанавливает следующее правило, которое упрощенно формулируется так: при исполнении контрактов стоимость фьючерса будет равна стоимости самой акции.
Из этого свойства при бэквордации возможно извлечь прибыль следующим образом: купить фьючерсный контракт и открыть короткую позицию по акциям на ММВБ /шорт/ или на биржевом рынке РТС /СГК/. Для открытия короткой позиции /шорта/ необходимо взять акции в кредит и продать их на биржевом рынке спот.
Допустим, что бэквордация возникла по фьючерсному контракту на акции Лукойла. Фьючерсный контракт торгуется по цене 900 рублей, а сама акция на рынке спот стоит 930 рублей. Если ко дню исполнения контракта стоимость акций вырастет до 950 рублей /допустим, что и расчетная цена такая же/, то биржевой игрок заработает на фьючерсном контракте 950-900=50 рублей, а проиграет на споте 950-930=20 рублей. Убыток по акциям возникнет из-за того, что проданы они по 930 рублей, но в день поставки их необходимо вернуть кредитору, а для этого их приходится купить дороже – по 950 рублей. В сумме выигрыш составит 30 рублей. Если же стоимость акций будет падать, то игрок заработает на короткой позиции по акциям и проиграет на фьючерсе, но итоговая прибыль будет все равно 30 рублей.
ПРАЙМ-ТАСС обратился за разъяснениями о причинах бэквордации к вице-президенту ФБ РТС Роману Горюнову. По его словам, «существует несколько причин бэквордации. В частности, в настоящее время на рынок действует фактор закрытия реестров акционеров /отсечка/ для формирования списка лиц, которые имеют право голоса на годовом собрании акционеров и получат дивиденды по итогам работы компании за 2004 год. Вследствие того, что отсечка реестров произойдет до даты исполнения контрактов, в стоимость акций входит сумма ожидаемых инвесторами дивидендов. А покупатели фьючерсных контрактов дивидендов не получат. Скорей всего после закрытия реестров соотношение цен на фьючерсные контракты и акции придет в обычное состояние».
Кстати, в ближайшее время произойдет закрытие реестров эмитентов, на акции которых торгуются фьючерсные контракты. 11 мая закрывается реестр РАО «ЕЭС России», а 12 мая отсечка реестра НК «ЛУКойл». Реестры акционеров компаний «Газпром», Сбербанк, «Ростелеком» закрылись совсем недавно как раз в междупраздничные дни.
Кроме дивидендного фактора, по словам Романа Горюнова, «бэквордация возможна по бумагам, которых мало в обращении или по бумагам, которые уже в стадии «перепроданности». Если идет скупка акций одним игроком, и большое количество участников рынка играет против него на понижение, продав все возможные акции, то тогда продают фьючерсы. А играть в этот момент, используя бэквордацию, невозможно, так как акции для продажи или не возможно занять, или стоимость такого кредита очень высока, и теряется экономический смысл операции».
Как пример «истории обогащения», можно привести историю об акциях «Сургутнефтегаза». В 2003 году одним из участников проводилась энергичная скупка этих акций и за 2 недели стоимость акции выросла с 9 до 17 рублей. В это время возникла бэквордация, размер которой достигал 70 копеек /4,5 %/. Те игроки, которые правильно выстроили стратегию и смогли занять акций для продажи /шорта/, заработали очень приличные деньги.
Другая история касается акций «Мосэнерго». Осенью 2004 года стоимость этих акций за 1 неделю взлетела с 3-х до 10 рублей, а стоимость займа этой бумаги доходила до 300 % годовых! Фьючерсного контракта на эту акцию не было.
Член комитета по срочному рынку РТС Евгений Подолин, комментируя эту ситуацию, отметил, что «акции с низким free float не должны вообще торговаться на бирже. А компании, которые осуществляют скупку на бирже и консолидируют крупные пакеты акций, должны об этом публично объявлять. Общемировая практика такова, что лицо купившее /продавшее/ на бирже 1-2 % от объема эмиссии обязано раскрывать эту информацию. Это позволяет остальным участникам рынка понимать изменения в структуре спроса и предложения по данной бумаге и адекватно реагировать. А у нас "Газпром" заявил о консолидации пакета акций «Мосэнерго» только после того, как купил больше 25 % уставного капитала, и ему потребовалось разрешение МАП на сделку».
По словам руководителя управления по связям с общественностью ФБ РТС Зои Коновковой, именно по причине низкого free float и соответственно высоких рисков в прошлом году не была запущена торговля фьючерсными контрактами на акции «Мосэнерго».
