Давно прошли времена, когда люди получали высшее образование "для корочки", а работа по любой специальности оплачивалась практически одинаково – исходя из цифр тарифной сетки, установленной "сверху". Слово "карьера" воспринималось тогда исключительно как "отрыжка загнивающего капиталистического общества", вынуждающего граждан на протяжении всей жизни гнаться за деньгами, чтобы содержать себя и свою семью. Сейчас тот самый "загнивающий капитализм" стал идеалом, к которому худо-бедно стремится Россия, а западная система ценностей превратилась для молодых в настоящее руководство к действию. Главное в этой системе – ориентация на личный успех, главными составляющими которого является карьерный рост, помноженный на материальное благополучие. Молодежь, особенно в крупных городах, стремится достичь этого успеха, и понимает, что для этого необходимо много и упорно работать.
Все это приводит к тому, что многие уже в юном возрасте делают ставку на ту или иную профессию. Причем выбор нынешние 9-11-классники делают, по большей части, руководствуясь не романтическими идеями о "призвании" и "служении людям", а гораздо более практическими соображениями – позволит ли эта работа в будущем зарабатывать "приличные деньги" без особого риска. Представления об "идеальной профессии" в нашем обществе постоянно меняются – в первую очередь, под влиянием СМИ. Впрочем, процессы, происходящие в сознании людей, обусловлены целым комплексом причин. Социологи регулярно проводят исследования, какие именно профессии граждане выбирают, начиная профессиональную деятельность, в каких сферах предпочитают работать впоследствии, и в каких специалистах на самом деле нуждается отечественный рынок труда.
Недавно Федеральное агентство по образованию /Рособразование/ обнародовало предварительные результаты вступительных экзаменов в вузы России в 2005 г. Уже известно, что на студенческую скамью в сентябре впервые сядут 1,4 млн первокурсников. Большинство из них – 800 тыс человек – будут учиться на платной основе. Как заметили авторы исследования, в этом году большим спросом у абитуриентов пользовались инженерные факультеты. Вокруг экономических и юридических специальностей, наоборот, ажиотаж спал. Не престижной стала профессия педагога – в этом году, как и в прошлом, педагогические вузы недобрали около тысячи человек. Все более популярными становятся новые специальности: информационные системы и технологии, информационная безопасность, биобезопасность, робототехника, нанотехнологии. Всего за четыре года было открыто 25 новых факультетов. В целом стабильно высокий конкурс в наиболее популярные российские вузы – МГУ, МГИМО, МГЛУ, МГТУ им Баумана и другие. Вместе с тем, демографический кризис, начавшийся в России в конце 80-х годов прошлого века, уже дает о себе знать – абитуриентов становится меньше. Фонд "Общественное мнение" подсчитал, что сокращение пока небольшое, всего на 40 тыс человек /11-е классы закончили чуть более 1,29 млн школьников/. А вот к 2010 году число поступающих в вузы уменьшится до 759 тыс человек.
Комментируя итоги вступительных экзаменов-2005, глава Рособразования Григорий Балыхин отметил, что ныне действующий набор учебных специальностей "зачастую не отвечает запросам рынка труда". Проблема и в качестве образования, и в отсутствии знаний, нужных для конкретной работы. Рынок ежедневно меняется, и ему нужны новые специалисты. Вузы же с трудом отходят от установленного еще в советское время перечня специальностей и разработанных тогда же программ обучения по ним. Именно поэтому сотрудники многих кадровых агентств сталкиваются с тем, что вчерашнего студента, даже закончившего самый престижный вуз, "пристроить" на работу непросто. Как правило, работодатели требуют, чтобы у потенциального работника был не менее чем двухгодичный опыт, а этого у многих студентов нет.
Конечно, можно начать работать и со 2-3 курса, как, собственно, и делают особо "продвинутые" студенты. Правда, это стоит немалых сил, и про радости студенческой жизни приходится забыть. Но к окончанию института вместе с дипломом такие студенты могут предъявить работодателю вполне приличное резюме, где указан двух-трехлетний стаж работы по соответствующему профилю. Это существенно повышает стоимость молодых специалистов на рынке труда. Как правило, их стартовые зарплаты после окончания вуза на порядок больше, чем у их бывших однокурсников, все студенческие годы наслаждавшихся "тусовками" и гулянками.
Какие именно специальности в большей степени востребованы придирчивыми работодателями, и на какие спрос падает? По данным одного из популярных интернет-порталов, посвященных трудоустройству и поиску специалистов - rabota.ru, больше всего вакансий предлагается в сфере оптовой торговли /12,95 проц от общего числа/ и финансовой, бухгалтерской и банковской сферах /12,79 проц/. Популярная же, по данным Рособразования, у нынешних выпускников IT-сфера заняла лишь третье место в этом своеобразном рейтинге /10,96 проц/. Впрочем, как уже было сказано, рынок труда быстро меняется, и, возможно, через несколько лет наступит его перенасыщение оптовыми торговцами и финансистами. Именно это уже произошло с популярной у абитуриентов середины 90-х юриспруденцией – специалистов этого профиля начали выпускать даже неспециализированные вузы, поскольку "стать юристом" хотел практически каждый второй. На деле же такое количество юристов рынку просто не нужно, и спрос на них уже не первый год падает. В первую очередь, это касается выпускников тех самых "непрофильных" или частных вузов, которым работодатели, столкнувшиеся с низким качеством знаний их выпускников, предпочитают больше не доверять.
Зато многие специалисты кадровых агентств и эксперты рынка в один голос пророчат через несколько лет рост спроса на специалистов в области PR /связи с общественностью/. Сейчас потребность в них – средняя по рынку, однако в дальнейшем связям с общественностью вынужден будет уделять внимание любой бизнес. Поскольку хороших специалистов в этой сфере пока немного /учат "на пиарщика" недавно и лишь в немногих вузах/, их будут стараться "перекупить" у конкурентов. Так же обещают увеличение спроса на инженеров и технологов – учиться в таких вузах сложно, поэтому, при большом проценте поступивших там наибольший "отсев" тех, кто не справляется с нагрузками. В итоге "на выходе" хороших специалистов-техников не хватает, и они легко смогут найти достойную работу. Правда, для этого им необходимо знать хотя бы один иностранный язык.
Как оценивают все эти тенденции сами россияне? В большинстве своем они предпочитают не проводить самостоятельных маркетинговых исследований рынка труда, а в своем восприятии той или иной профессии опираются, как уже было сказано, в первую очередь, на СМИ. Согласно недавнему исследованию "Левада-центра", самой престижной россияне до сих пор считают профессию юриста, несмотря на то, что фактически, как уже было сказано, спрос на нее упал. Этого мнения придерживались 29 проц респондентов /при том, что допустимы были 2-3 варианта ответа/. Второй по престижности стала профессия директора или менеджера – к таковым ее отнесли 17 проц опрошенных. Третье место разделили врач /фармацевт/ и служащий банка. А вот труд вышеупомянутых IT-специалистов в обществе пока не ценится высоко – престижной работу компьютерщика или программиста назвали лишь 7 проц респондентов.
Однако престиж – не значит доходность. Все те же юристы, несмотря на высокий отрыв с точки зрения престижа профессии от остальных конкурентов, по доходности проигрывают тем же банкирам – 20 проц против 24 проц, а также "малопрестижным" бизнесменам – 21 проц. Действительно, стереотипы о "честных" и "нечестных" профессиях в России сильны до сих пор. Так, третье место в списке престижных профессий занимает врач/фармацевт, тогда как по уровню дохода медицинской сфере отводятся гораздо более низкие позиции, отмечают аналитики "Левада-центра". Обратная ситуация с профессией "бизнесмен/предприниматель". Частный бизнес россияне относят скорее к высокодоходным сферам деятельности, нежели к престижным. В меньшей степени это касается государственных служащих, министров, депутатов, однако и эту сферу деятельности россияне считают скорее доходной, чем престижной.
При этом престижные и доходные профессии, как и в начале 90-х годов, ассоциируются у россиян с засильем криминала. Второе место в списке криминальных профессий занимают представители законодательной и исполнительной власти: 19 проц опрошенных назвали криминальными министра, депутата, государственного служащего, тогда как 12 проц причисли эти должности к высокодоходным. Правда, представителям власти трудно тягаться в этой сфере с милиционерами и работниками ГИБДД – криминальной их профессию назвали целых 38 проц респондентов! Представителей самой престижной сферы /юридической/ к миру криминала отнесли 7 проц россиян, а высокодоходных бизнесменов и предпринимателей — 14 проц. Ровно столько же опрошенных назвали криминальными воров, жуликов, бандитов, рэкетиров и террористов. Однако самая криминальная профессия все-таки связана с высокой степенью опасности: 38 проц опрошенных назвали криминальными работников правоохранительных органов, а 29 проц считают, что работа "высококриминальных" сотрудников милиции или ГИБДД опасна, и уступает место только пожарникам и спасателям /40 проц/.
В качестве вывода можно сказать следующее. Конечно, "статистика знает все", как утверждали еще Илья Ильф и Евгений Петров – классики эпохи "исторического материализма". Но однозначного ответа – какую профессию выбрать, чтобы не прогадать в будущем, эта наука не дает. Очевидно, "идеальной профессии нет", и у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Однозначно лишь одно – выбранная профессия должна нравиться самому человеку – лишь тогда он сумеет достичь в ней успеха и преодолеть неизбежные трудности. И, в конечном итоге, сможет зарабатывать достойные деньги – даже если выбранная сфера деятельности не входит ни в один из вышеперечисленных рейтингов. Выбрав же, скажем, профессию банкира исключительно в силу ее "выскодоходности", человек, не имеющий к ней призвания в силу особенностей личности, может допустить серьезную ошибку. В будущем такая ошибка может если не "испортить ему жизнь", то создать немало препятствий в карьерном продвижении на нелюбимом поприще.
