Но не только бизнес должен повышать уровень социальной ответственности и улучшать инвестиционную привлекательность страны. Зачастую и сами компании нуждаются в защите государства от коррумпированности чиновников, беспредела правоохранительных органов и рейдеров, которые пользуются дырами в законодательстве и творят свои черные делишки, порой нанося ущерб нашей экономике в миллиарды долларов.
Как заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая заседание правительства, "достичь успеха в создании благоприятного инвестиционного климата невозможно без обоюдной ответственности бизнеса и государства". По его словам, государство несет ответственность за создание благоприятных условий для бизнеса, а бизнес в свою очередь несет ответственность перед государством, партнерами, потребителями и населением. "Отдельные предприниматели зачастую пренебрегают своей социальной ответственностью, порой переступая за черту закона, подрывая тем самым инвестиционный климат, и делают это не менее, чем коррумпированные чиновники", - сказал глава правительства.
Глава правительства добавил, что прозрачность управления российскими компаниями, защита прав собственности, понятное и справедливое налоговое регулирование являются составляющими конкурентоспособности российской экономики в борьбе за инвестиционные ресурсы. Многие из этих задач и должно решить новое корпоративное законодательство.
В своем докладе Г.Греф сообщил, что концепция предусматривает защиту прав собственников, включая предотвращение и урегулирование корпоративных конфликтов, а также совершенствование корпоративного управления. Документ предполагает усиление ответственности членов советов директоров и менеджеров компаний за действия, причинившие компании убыток, а также ликвидацию ряда пробелов и противоречий в законодательстве, регулирующем систему учета ценных бумаг. Минэкономразвития также хочет отказаться от законодательного деления акционерных обществ на ЗАО и ОАО. По мнению Г.Грефа, все ЗАО должны быть преобразованы либо в ОАО и стать публичными, либо в ООО. Все соответствующие законы должны быть приняты в ближайшие три года.
Однако, прежде всего, течение месяца, Минэкономразвития намерено подготовить поправки в законодательство, направленные на усовершенствование порядка реализации конфискованного и арестованного имущества предприятий. "Нужно сделать абсолютно прозрачными правила наложения ареста и реализации имущества, убрав оттуда заинтересованность правоохранительных органов", - сказал Г.Греф.
По словам министра, он знает десятки вопиющих фактов, когда следователи в течение трех дней, не дожидаясь судебных решений, продают конфискованное и арестованное имущество по цене, в десятки раз ниже рыночной, мотивируя это тем, что хранение такого имущества очень дорого. А после продажи имущества "найти концы уже невозможно". "Какой предприниматель решится связываться с правоохранительными органами. Это приобретает масштаб национального бедствия ", - посетовал Г.Греф.
Также "в практику вошел шантаж собственников и менеджеров со стороны государственных структур". "Передел собственности носит настолько привлекательный характер, что люди не чураются ничем", - возмущался министр. Многочисленные факты коррупции в этой сфере и захват имущества обусловлен непрозрачностью действующего порядка ареста имущества и его реализации. "Пока такие дыры в законодательстве имеются, наша с вами прямая вина в том, что коррупция расцветает, и сотни миллионов и даже миллиардов долларов воруются на глазах, и будут вороваться, пока такие дырки существуют", - подчеркнул Г.Греф.
До этого молча с интересом слушавший выступление М.Фрадков, поинтересовался у Г.Грефа, "кто, по Вашему мнению, должен будировать эту проблему". "Будирую я сейчас с трибуны, а вносить соответствующие поправки в законодательство должны соответствующие органы", - отрапортовал Г.Греф. "Будировать нужно пожестче", - заметил премьер и поручил главе Минэкономразвития разработать соответствующий законопроект.
Но не только от произвола чиновников намерен министр защитить российские предприятия. Он хочет искоренить в России криминальное рейдерство, то есть незаконный захват бизнеса, от которого уже пострадали и продолжают страдать немало компаний. По словам министра, концепция предполагает набор действий, направленных на увеличение ответственности за рейдерство.
"Рейдерство есть во всем мире. Рейдеры — чистильщики рынка. И если они действуют в рамках закона, то есть если на рынке перераспределяется собственность неэффективных компаний, то это нормальная деятельность. Когда рейдерство делает более эффективным использование капитала и собственности, оно, как и банкротство, является вещью неприятной, но необходимой. Иначе рынок функционировать не будет", - пояснил министр.
Однако в России все обстоит иначе. "Проблема в том, что у нас рейдерство носит криминальный характер. Права собственности незаконным образом отбираются у эффективных хозяйственников", - считает Г.Греф. Как только на рынке появляется "лакомый кусочек", на него сразу устремляется огромное количество взоров коррумпированных чиновников и полукриминальных или криминальных структуры, которые начинают на него атаку. Глава Минэконоразвития подчеркнул, что эту часть рейдерства "мы должны прекратить как класс", а для этого в первую очередь нужно устранить пробелы в законодательстве.
После обсуждения этого вопроса членами правительства мимо журналистов проходил представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский. Отвечая на вопрос, как он оценивает одобренную правительством концепцию, М.Бащевский заметил, что документ содержит "очень толковые вещи". Остается доверять мнению известного юриста.
Но для того, чтобы российскому бизнесу дышалось в родном отечестве легко и свободно, чиновникам предстоит еще переделать массу работы. Ее так много, что Г.Греф даже предложил создать координационный орган для контроля за ходом исполнения концепции развития корпоративного законодательства. Он объяснил это тем, что реализация концепции потребует разработки и внесения огромного количества законопроектов и нормативных актов. Координационный орган и будет отслеживать подготовку всех этих документов и их взаимосвязанность между собой. Большинство членов правительства поддержали эту идею, хотя ФСФР высказала определенные сомнения в целесообразности создания такого органа. Как уже говорилось выше, только сама концепция готовилась полтора года, а на нее реализацию понадобиться еще три года, то есть реально законодательство в этой сфере заработает в полном объеме уже после 2008 года.
Будем надеяться, что к этому времени наши бизнесмены еще не перестанут ждать поддержки со стороны государства и будут повышать инвестиционную привлекательность и темпы роста российской экономики.
