Эти изменения направлены на совершенствование действующего арбитражного процессуального законодательства, а также нормативного правового регулирования деятельности акционерных обществ, товариществ и кооперативов в части разрешения и предотвращения корпоративных споров.
Действующее законодательство позволяет недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности осуществлять так называемые корпоративные захваты, отрицательно влияющие как на реализацию своих прав и законных интересов участниками корпоративных отношений, так и на стабильность имущественного оборота в целом. В связи с этим предлагается внести в законодательство изменения, направленные на противодействие корпоративным захватам, снижение количества корпоративных конфликтов.
Основными идеями, реализуемыми в законопроекте, являются обеспечение непротиворечивости судебных актов, принимаемых при рассмотрении корпоративных споров, предоставление участвующим в корпоративном споре лицам широких возможностей участия в рассматриваемом арбитражным судом деле, повышение уровня реальной доступности правосудия по корпоративным спорам.
В настоящее время к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, иных лиц, входящих в состав органов управления и контроля юридического лица. При этом такие дела, как правило, сопровождаются принятием судом общей юрисдикции обеспечительных мер /например, в виде запрета исполнять решение общего собрания акционеров о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа/, что создает возможность корпоративного захвата.
В связи с этим законопроект предусматривает внесение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ изменений, уточняющих перечень категорий корпоративных споров, относящихся к специальной подведомственности арбитражного суда, и дополнение данного перечня указанием на споры, связанные с назначением, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих в состав органов управления и контроля юридического лица, в том числе в ревизионную комиссию, а также лиц, входящих в коллегиальные исполнительные органы или осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица.
В целях предотвращения инициирования корпоративных споров, тесно связанных между собой, в различных судах, законопроектом предлагается установить исключительную подсудность всех дел по спорам акционеров, связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров акционерных обществ. В соответствии с законопроектом все подобные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица.
В тех же целях законопроектом предлагается закрепить в Арбитражный процессуальный кодекс норму, согласно которой введение мер по обеспечению исков и заявлений по указанным требованиям допускается лишь арбитражным судом по месту нахождения юридического лица.
Законопроект также предусматривает дополнение части второй Налогового кодекса РФ нормой, уточняющей размер государственной пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд, а также при подаче иных заявлений по корпоративным спорам. Вносятся изменения в Трудовой кодекс РФ в части передачи индивидуальных трудовых споров с участием лиц, осуществляющих управленческие и контрольные функции в юридическом лице, арбитражным судам и в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности юридического лица за нарушения порядка уведомления акционеров, членов, учредителей о корпоративном споре.
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части установления солидарной ответственности общества и регистратора за убытки, причиненные акционеру, порядка обжалования решения общего собрания акционеров об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также обязанности общества доводить информацию о корпоративном споре до акционеров.
В соответствии с законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы "О производственных кооперативах" и "О сельскохозяйственной кооперации", установив механизм информирования членов кооператива о возникшем корпоративном споре.
Также проектом федерального закона вносятся изменения в закон "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которыми уточняются основания приостановления и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, устанавливается трехмесячный срок исковой давности по делам о признании недействительным /несостоявшимся/ выпуска ценных бумаг.
Внесение этих изменений послужит стабилизации экономической ситуации в России и повышению инвестиционной привлекательности российской экономики. В случае принятия предлагаемых законопроектом изменений возможное сокращение количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в связи с корпоративными спорами, не только стабилизирует хозяйственный оборот, но и позволит повысить уровень доступности правосудия, считают в Минэкономразвития.