Как говорится в совместном сообщении компаний, по итогам сделки были объединены алюминиевые и глиноземные активы РУСАЛа, СУАЛа и глиноземные активы Glencore.
Все произошло по заранее намеченному плану – компании, как обещали, завершили объединение и "формирование крупнейшего в мире производителя алюминия и глинозема" к концу марта 2007 г. В результате сделки возникла компания "Российский алюминий", или United Company RUSAL. В состав новой компании вошли 4 предприятия по добыче бокситов, 10 глиноземных и 14 алюминиевых заводов, а также 3 фольгопрокатных предприятия. Активы компании расположены на 5 континентах в 17 странах мира. По оценкам экспертов, объем производства вновь созданной компании обещает быть больше, чем у нынешнего лидера этой отрасли, американской компании Alcoa. Иначе говоря, новая объединенная компания станет крупнейшим производителем алюминия и глинозема в мире. После интеграции на долю компании придется около 12,5 проц мирового рынка первичного алюминия и 16 проц производства глинозема.
После завершения сделки РУСАЛ получил 66 проц объединенной компании, СУАЛ – 22 проц, а Glencore – 12 проц. Стоимость новой компании участники и аналитики рынка оценивают в сумму, равную порядка 30 млрд долл. Ежегодный оборот компании будет составлять около 12 млрд долл. На предприятиях компании будет работать более 100 тыс сотрудников. Производственные мощности - около 4 млн т алюминия и 11 млн т глинозема в год. Кроме того, компания обладает богатыми запасами высококачественных бокситов и доступом к энергоресурсам.
Уже появились и официальная информация о назначениях на руководящие посты в новой компании. Председателем совета директоров стал Виктор Вексельберг, занимавший пост главы совета директоров СУАЛа. В сам совет вошел председатель наблюдательного совета компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска. А генеральным директором объединенной компании "Российский алюминий" назначен Александр Булыгин, ранее занимавший пост генерального директора компании РУСАЛ. При совете директоров будет создано девять комитетов, курирующих основные направления деятельности компании. Туда войдет комитет по экологии, охране труда и промышленной безопасности, комитет по аудиту, комитет по назначениям, комитет по компенсациям. А компенсации фирма, что называется, гарантирует. Как заявила представитель United Company RUSAL Вера Курочкина, из "СУАЛ-Холдинга", управлявшего активами группы СУАЛ, на работу в объединенную компанию перешло около 60 человек. При этом штат компании составлял 400 человек. Тем работникам, которым не нашлось места в новой структуре, объединенная компания выплатит компенсацию в размере не менее годовой зарплаты. Более точная сумма пока не разглашается, но ожидается, что работников не обидят.
Напомним, соглашение о слиянии активов было подписано еще 9 октября 2006 года. В начале 2007 года слияние одобрила Федеральная антимонопольная служба России. Особенно значимым успех этой сделки эксперты признали в связи с провалом сделки по слиянию "Северстали" и Arcelor – в последний момент европейскую компанию "перехватил" "стальной миллионер" индийского происхождения Лакшми Миттал.
Производственные мощности обновленной компании в течение 3,5 лет достигнут 5 млн тонн первичного алюминия в год. При этом на реализацию инвестиционных проектов в ближайшую пятилетку будет направлено порядка 3 млрд долл в год. Объединенная структура сохранит весь пакет инвестиционных проектов, разработанный компаниями самостоятельно до объединения, заверяют ее руководители. "Как энергометаллургическая компания, мы будем смотреть, в первую очередь, на то, что касается металлургии – в первую очередь, на алюминий, отметил А.Булыгин. – Но не только. Все, что касается энергетики, будет в зоне нашего пристального внимания". В настоящий момент РУСАЛ ведет пять крупных проектов по строительству Богучанского энергометаллургического объединения /БЭМО/, Богучанской ГЭС, Хакасского и Тайшетского алюминиевых комбинатов, а также строительство предприятия по переработке бокситов и производству глинозема в Коми.
Теперь United Company RUSAL планирует провести IPO, разместив на лондонской бирже до 20 проц своих акций. Самое позднее, это произойдет через три года. А по данным The Times, состоится это событие, скорее всего, до конца нынешнего года. Компания намерена получить в результате первичного размещения капитала в Лондоне до 10 млрд долл, отмечает издание. Конъюнктура рынка для этого сегодня складывается самым благоприятным образом. Цены на алюминий, составляющие сейчас 2600-2700 долл за тонну, скорее всего, будут расти, и через некоторое время металл может подорожать до 4000 долл за тонну, прогнозирует А.Булыгин.
Это первый пример, когда российским компаниям удалось успешно завершить слияние такого масштаба. И не только в свете "конфуза" с Arcelor. Задачи сделки для всей российской металлургии были очевидны. РУСАЛ, в отличие от сбалансированного по сырью СУАЛа, ощущал серьезный дефицит глинозема. Если в стране ежегодно производится порядка 3,7 млн тонн алюминия, то для этого необходимо более 7 млн тонн глинозема. Отечественные месторождения не могли дать больше половины этого объема, поэтому остаток приходилось импортировать. Таким образом, включение в сделку глиноземных активов Glencore имеет принципиальное значение для российской алюминиевой промышленности. Поэтому соглашение дает возможность отечественным металлургам в альянсе со швейцарцами создать интегрированную и хорошо сбалансированную алюминиевую корпорацию.
Как полагает президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, эта корпорация имеет все возможности, чтобы эффективно работать на мировом рынке. "Компания, образованная в результате объединения российского алюминия и швейцарских элементов, с точки зрения внутреннего рынка выглядит как полный монополист", - полагает он. Но на глобальном рынке компания получает "сто очков вперед": объединение обеспечивает как мощности по производству алюминия, так и сырьевую базу. Остается надеяться, что United Company RUSAL когда-нибудь все-таки отойдет от добычи и переработки сырья в алюминий и перейдет к переработке этого металла в какую-то продукцию. Ведь мы до сих пор покупаем "львиную долю" алюминиевых изделий, а своих перерабатывающих мощностей у нас крайне мало. Однако серьезного влияния на мировой рынок сделка по слиянию не окажет, считает ряд экспертов рынка.
Таким образом, первый шаг к завоеванию мировых рынков уже сделан. Скорее всего, уже в обозримом будущем в сферу интересов "Российского алюминия" попадут небольшие предприятия, /если таковые остались/, в странах СНГ и ближнем зарубежье, а после "наращивания мускулов" предстоит реализация более широких планов. Напомним, Владимир Путин в ходе прошлогодней встречи с В.Вексельбергом, помимо ближайших планов, как то увеличение добычи и переработки сырья, говорил и об экспансии на международных рынках. И не только об этом. Президент не мог не отметить, что, имея в своих руках большие, а, главное, дешевые энергоресурсы, корпорация безболезненно сможет заняться глубокой переработкой сырья, в котором скоро остро будут нуждаться отечественные производители. В частности, речь идет об уже созданной объединенной авиастроительной и создаваемой судостроительной корпорациях, а также предприятиях ОПК. Так что эксперты не сомневаются: то, чего не удалось сделать владельцам "Сибнефти" и "ЮКОСа" в 2003 году, а владельцам "Газпрома" и "Роснефти" в 2005 году, удастся В.Вексельбергу и О.Дерипаске в 2007-м.
