По крайней мере, об этом в последнее время начали говорить эксперты, да и представители межрайонных регистрационно-экзаменационных отделений /МРЭО/ отдельных городов. Так, в конце апреля в СМИ появилась информация, что в ряде МРЭО Санкт-Петербурга новые номерные знаки вовсе выдавать перестали. Максимум, что могли предложить автомобилистам - регистрационные знаки, бывшие в употреблении.
Впоследствии, впрочем, эту информацию в городских МРЭО опровергли, заявив, что дело было лишь во временных перебоях с поставками. Однако это не исчерпало проблемы. Прежде всего, это касается Москвы: число только официально зарегистрированных здесь автомобилей уже "перевалило" за 3,5 млн. Напомним, проблема новых регистрационных знаков "назрела" в середине 90-х годов, когда столичный автопарк начал резко расти. Тогда регистрационные органы ГАИ насчитали 1,5 млн единиц автотранспорта, обладавшего единственным на тот момент кодом 77. В 1998 г в столице ввели дополнительный код 99. А в 2002 г руководители столичного ГИБДД уже начали публично говорить о том, что необходимо обратиться к "резервному" коду 177. Переход на него предполагалось начать еще в конце 1990-х, однако на тот момент гаишники решили это дело отложить, понадеявшись, что госномеров с кодами 77, 99 и 97 с избытком хватит до конца 2007 г. Действительность, как водится, опровергла подобные оптимистичные ожидания. Вышеупомянутые серии закончились к середине 2005 г, когда количество автомобилей достигло 3 млн единиц. Тогда и был задействован новый код 177.
Впрочем, согласно существующим ГОСТам, трехзначные номера не являются полностью законными. Нынешний ГОСТ не менялся 14 лет, и предъявляет уже серьезно устаревшие требования к номерным знакам. Поэтому ГИБДД вынуждена закрывать глаза на данное "несоответствие". Сегодня трехзначные номера используют кроме Москвы еще несколько крупных российских регионов — Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татария, Башкирия, Свердловская область. Тенденция всюду одна: автомобильный парк растет темпами, не укладывающимися в прогнозы чиновников. Что ж, смириться с этим можно – вариантов-то нет. Но, что более важно, трехзначные номера не соответствуют принятым во всем мире правилам, так что желающие выехать за рубеж на собственном авто могут столкнуться с проблемами.
Этой ситуацией всерьез озаботилось экспертное сообщество. По оценкам экспертов, госномера с кодом 177 грозят закончиться очень скоро. Как заявлял в свое время президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, код 177, очевидно, закончится уже в этом году, а оставшихся "запасных" серий 197 и 199 хватит еще максимум на год. Оценка председателя Ассоциации производителей специальной продукции Игоря Кузнецова была более оптимистичной. По его словам со ссылкой на производителей номеров, доступные комбинации цифр на российских регистрационных номерах закончатся к ноябрю 2010 года. Дефицит номерных знаков образуется из-за того, что в России до 2005 года уничтожали любую комбинацию цифр, использовавшуюся хотя бы один раз. После автомобилистам разрешили сохранять привычные номера даже при смене машины, но эта практика так и не стала массовой.
В ходе прошедшей вчера пресс-конференции было предложено кардинально усовершенствовать систему "нумерования" отечественных автомобилей. А именно, изменить стандартные требования к номерам. Вообще-то, по словам первого заместителя директора ООО "Знак" Александра Фильева, их необходимо совершенствовать каждые 7-8 лет. А мелкие обновления – скажем, светоотражающей пленки или рисунка, наносящегося лазером – должны производиться каждый год.
Предложений участники обсуждения высказали несколько. Как заявил бывший глава ГАИ, а ныне сенатор Владимир Федоров, решить проблемы регионов, перенасыщенных автомобилями, поможет введение дополнительных буквенных символов. Такой вариант, по мнению многих, способен "дать" около 20 млн свободных номеров в каждом регионе, что снимет остроту проблемы на долгие годы. Сейчас именно из-за того, что число букв в номерах ограничено, приходится вводить новые коды регионов. А число возможных кодовых сочетаний, как ни странно, невелико. Код региона не может быть больше 199 /скажем, 200 – уже нельзя/, поскольку стандартный размер номера в левой его части позволяет вместить лишь единицу и еще две любые цифры. Остальные сочетания просто не помещаются на знаке. И поскольку другие регионы уже выбрали все возможные комбинации, для Москвы больше свободных серий не остается.
Также можно оставить в номере две буквы вместо нынешних трех – такие комбинации, например, часто встречаются в Европе. Еще один из возможных вариантов – убрать "перегородку" между цифрами и региональным кодом, и тогда к коду 77, 97 и 99 возможно добавление любой другой цифры, считает А.Фильев. По его мнению, нет никакого смысла вводить сейчас еще один дополнительный трехзначный код. Такого кода при нынешних темпах роста числа автомобилей у населения хватит максимум на полтора-два года. Вместо этого необходимо принять кардинальное решение – изменить код на четырехзначный. Этой комбинации хватит примерно на 17 млн автомобилей, полагает эксперт. По его мнению, возможно также ввести в гост нестандартное написание цифр номера – более узким, чем сейчас, шрифтом. Такой шрифт затруднит подделку, поскольку мошенникам придется тратиться на очень дорогое профессиональное оборудование. Однако в этом случае есть опасность не вписаться в нормы, рекомендуемые Евросоюзом, в частности, по читаемости знака на расстоянии.
Стоит отметить, что все эти кризисы с автомобильными номерами идут только на руку их производителями. По оценке И.Кузнецова, каждый новый код московского региона приносит им порядка 12 млн долл. Если учесть, что ежегодно в России получают номера порядка 14 млн автомобилей, а каждый комплект номеров стоит около 250 рублей, то годовой оборот производителей можно оценить в сумму более 3 млрд руб. Поэтому, по мнению многих экспертов, производители намерено раздувают несколько надуманную проблему. По словам В.Федорова, можно максимально навести порядок с уже существующими знаками, скажем, начать выдавать водителям номера давно списанных старых серий. Сегодняшний уровень технического оснащения ГИБДД вполне позволяет занести их в единую базу и отслеживать, дабы избежать накладок. А вот изменить ГОСТ на номера для того, чтобы сделать их более удобными и безопасными – это необходимо. Отечественные регистрационные знаки по своим размерам нередко не совпадают с отведенными для них местами на автомобилях из США и Европы, что доставляет водителям массу неудобств. Поэтому существующие ныне стандарты просто нужно расширить, полагает сенатор.
Он высказал также еще одно интересное для общественности предложение: продавать так называемые "блатные номера", которые раньше можно было получить, только если есть связи в ГАИ, официально. По его словам, эта программа уже оправдала себя в других странах, где любой автовладелец может за определенную цену купить приглянувшуюся ему серию номерного знака. "Хочешь, к примеру, серию 777 - заплати и езди, хочешь другую - нет проблем", - сказал В.Федоров. Кстати, вырученные деньги можно направить и на обеспечение простых автомобилистов удобными и простыми номерами. Ведь это, как мы уже поняли, недешево.
Действительно, на Западе "красивые" серии номеров открыто демонстрируют не только статус автовладельца, но и его достаток. И для этого состоятельным людям не жалко никаких денег. Так, недавно на аукционе в Абу-Даби был побит мировой рекорд цены за "особенный" знак. Некий саудовский бизнесмен Талал Хури приобрел номер с цифрой пять за 6,86 млн долл. Все вырученные с уникального аукциона средства направлены на благотворительность. Таким образом, предыдущий рекорд цены был перекрыт более чем в 10 раз. В июле 2006 года в Йоркшире на севере Англии за автомобильный номер "М1" было заплачено более 657,1 тыс долл. Правда, неизвестно, будет ли таким предложением довольна ГАИ. Ведь сейчас деньги россиян, любящих подчеркивать свою "крутость", идут в карманы "оборотней в погонах". И причем здесь какая-то благотворительность?…
