Они будут платить транспортный налог по прежней ставке – 7 руб за одну лошадиную силу. В эту категорию попадает большинство отечественных автомобилей – все изделия "АВТОВАЗа" /свыше 70л.с.*/, от стареньких "Жигулей" до новой "Приоры", а также ряд иномарок-малолитражек, становящихся в последнее время все более популярными.
Остальным придется раскошелиться. Согласно новому варианту столичного закона "О транспортном налоге", владельцы автомобилей мощностью от 100 до 150 л.с. будут платить вместо нынешних 20 руб - 30 руб за одну лошадь. Если под капотом у вас от 150 до 200 л.с., то вместо нынешних 30 руб вам придется заплатить 45 руб за одну л.с. Если же вы – обладатель более мощного автомобиля – от 200 до 250 л.с., то это удовольствие обойдется вам в 75 руб за одну лошадь вместо привычных 50 руб.
Хуже всего придется тем, кто обладает автомобилями, по классу близкими к спортивным или гоночным. Сейчас они платят по 100 руб за одну л.с., и теперь эта сумма вырастет до 150 руб. Например, владельцы BMW X5 мощностью 285 лошадиных сил должны будут заплатить около 42 750 руб налога. Lexus GX 470 с мотором мощностью 270 л.с. заставит своего владельца раскошелиться на 40 500 руб налога в год. Mercedes Benz CLS-350 мощностью 272 л.с. "потянет" почти на такую же сумму. Аналогичную сумму придется выложить всем обладателям иномарок люкс-класса: именно в этой категории встречаются столь мощные автомобили. Хотя, "хуже" здесь понятие вряд ли применимое. Ведь сумма порядка 50 тыс руб для человека, могущего позволить себе люксовый автомобиль, – практически ничто. Пожалуй, даже менее существенно, чем для рядового пенсионера 500 руб, которые ему приходится со своей пенсии ежегодно выкладывать за обычные "Жигули" с мотором в 80 л.с.
Кроме того, власти планируют увеличить ставку налога на мотоциклы. В этой категории транспортных средств минимум налога составит 7 руб для каждой лошадиной силы, максимум – 150 руб. На грузовые автомобили ставка налога тоже вырастет. Для грузовиков с мощностью от 100 до 150 л.с. размер налоговой ставки составит 25 руб, с мощностью от 150 до 200 л.с. - 40 руб, от 200 до 250 л.с. - 55 руб, свыше 250 л.с. - 70 руб. Увеличение транспортного налога коснется также снегоходов, катеров и моторных лодок, яхт, самолетов и вертолетов. Параллельно планируется внести в этот закон изменения, касающиеся льгот для инвалидов, в частности детей-инвалидов. Льготные категории граждан будут вообще освобождены от налога.
Зато новая инициатива столичных властей идет как нельзя лучше в русле предложения мэра Москвы Юрия Лужкова пересадить всех москвичей на малолитражки. С этой идеей градоначальник носится уже давно. Он предлагал чуть ли не лично доплачивать по 1000 долларов тем, кто согласится приобрести себе такой автомобиль. По распространенному мнению, малолитражки менее загрязняют окружающую среду и, что немаловажно, занимают меньше места на дорогах. Но так считают далеко не все. Многие полагают, что столичные малолитражки – в основном устаревшая и низкоэкологичная продукция отечественного автопрома, нежели их экономичные и компактные западные конкуренты. Эти автомобили разных модификаций загрязняют воздух, пожалуй, даже хуже, чем новые и более мощные иностранные автомобили. Те-то уже давно выпускаются в соответствии с требованиями европейских экологических инстанций. Поэтому "наказывать" их транспортным налогом – занятие весьма спорное.
Как известно, одна из целей, на которые идет транспортный налог – дорожное строительство. По оценкам экспертов, нынешнее увеличение, если оно будет одобрено депутатами, принесет в бюджет города порядка 2,5-3 млрд руб. В год же в бюджете столицы на эти нужды закладывается порядка 70 млрд руб. То есть, транспортный налог фактически ничего не изменит в наболевшем вопросе нехватки денег на дороги. В последний раз он был увеличен не так давно – около 1,5 лет назад, в начале 2006 г. Тогдашнее увеличение было довольно значительным для автолюбителей. Скажем, те же владельцы мощных авто вместо прежних 35 руб сразу вынуждены были платить по 100 руб за одну лошадиную силу – увеличение не на 50 проц, как сейчас, а на все 150 проц. Остальных автолюбителей тогдашнее повышение коснулось в меньшей степени – для тех, чей автомобиль мощностью от 100 до 150 л.с рост составил всего треть – с 15 до 20 руб
Тогда подобную разницу коэффициентов объяснили просто – мощные автомобили стоят достаточно дорого, и их покупатели вполне в состоянии платить налога больше. К тому же город, таким образом, стимулировал приобретение менее "топливопоглощающих" автомобилей, что, в свою очередь, должно было привести к снижению уровня выбросов в атмосферу.
Защитники прав автомобилистов уже прокомментировали новое повышение транспортного налога. Они отнеслись к нему, как и следовало предполагать, весьма скептически. Сбор таких гигантских сумм с автомобилистов ничем не оправдан, считает депутат Госдумы Виктор Похмелкин. Из денег, которые автомобилисты ежегодно перечисляют в бюджеты регионов, на дорожные нужды идет не более 9 проц, считает он. Водители не могут проследить, куда уходят их деньги, поэтому не испытывают ни малейшего желания платить еще больше. Правозащитник считает, что дальнейшее повышение налогов для автомобилистов может спровоцировать социальный взрыв. О своей готовности перекрыть улицы Москвы уже объявили грузоперевозчики. Как сообщил председатель Центрального Совета Межрегионального профсоюза водителей - профессионалов Александр Котов, повышение налога скажется, в первую очередь, на легальных грузоперевозчиках, водителях "Газелей", представителях малого бизнеса, и, в конечном итоге, на потребительских ценах и кошельках москвичей. "Предварительная договоренность есть с лидером движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеславом Лысаковым, - цитируют СМИ высказывания А.Котова. - Все еще на стадии обсуждения, поскольку дело это очень серьезное". Если разум не победит, то будем выезжать на улицы", - заявляет профсоюзный лидер.
По мнению В.Похмелкина, привязка транспортного налога к мощности автомобиля нерациональна. Ведь может получиться так, что машины более мощные, но менее габаритные, окажутся в худшем положении. А ведь именно они наиболее приемлемы в условиях городских пробок. В большинстве европейских стран этот налог привязан именно к размерам автомобиля, что понуждает автолюбителей использовать небольшие маневренные машины. В качестве более действенной меры В.Похмелкин предлагает включить транспортный налог в цену на бензин. Как можно реализовать эту идею – непонятно, ведь по идее стоимость бензина формируется совсем иным способом, и никак не привязана к собираемости налогов. Одно только понятно – на малолитражки москвичи не пересядут, как бы их к этому не подталкивали. Ведь это не Европа, где на семью приходится по две, а то и более машин. В московской семье автомобиль чаще всего один, и кто согласится ездить за покупками или на дачу, загрузив весь скарб и домочадцев в какой-нибудь Daewoo Matiz? Пусть даже они тысячу раз экологичны и позволяют сэкономить на налогах.
*ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕСтатья 9.Налоговые льготы п.1 б/ лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил /до 51,49 кВт/ включительно, - за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц