Предполагалось, что стороны обсудят, в частности, будущее сотрудничества в рамках Совета, ратификацию странами НАТО Договора об обычных вооруженных силах в Европе и, разумеется, вопрос о размещении элементов американского ПРО в Польше и Чехии
И Сергей Лавров, и Яап де Хооп Схеффер выступили во вполне ожидаемом тоне. Российский министр подчеркнул, что стороны достигли высокой степени доверия и готовы продолжать конструктивный диалог. По его словам, главная задача сегодняшней встречи - поиск компромиссов и сближение позиций по целому ряду спорных вопросов международной политики. А генсек НАТО отметил, что "Россия и НАТО обязаны больше сил вкладывать в практическое сотрудничество. Мы должны активнее решать те вопросы, по которым у нас есть разногласия. И сегодняшнее заседание показывает, что при желании Москва и Североатлантический альянс могут быть партнерами".
Ожидания от встречи подогревались тем, что Яап де Хооп Схеффера должен был принять президент России Владимир Путин. Не то чтобы кто-то предполагал, что глава российского государства и генсек альянса начнут тут же решать спорные вопросы, касающиеся ПРО. Но некоторых знаковых заявлений ожидать было можно. Однако не тут-то было. Стороны обменялись дежурными заверениями в готовности к диалогу, несмотря на все существующие поводы для разногласий. В.Путин отметил, что, по его мнению, у России и НАТО есть проблемные вопросы, но Россия и альянс должны сотрудничать во имя мира во всем мире. "Естественно, это большая многоплановая работа и она не может проходить беспроблемно", – сказал президент. "Рассчитываем, что постоянный диалог России и НАТО будет способствовать решению всех проблем во имя международной безопасности, укреплению мира во всем мире", – добавил он.
Не обошел генсек НАТО и наболевшую проблему ПРО. Он в очередной раз призвал Россию не беспокоиться, заверив, что элементы системы ПРО, которые США хотят размесить в Европе, будут направлены против "стран-изгоев", а не против России. Ракеты Ирана и КНДР, по словам руководителя альянса, теоретически могут достигать территории стран НАТО, и альянсу важно обезопасить себя. В том случае, если у НАТО будет десять ракет-перехватчиков в Польше, а РЛС будет размещена в Чехии, как ранее предполагали США, такая ситуация не повиляет на возможности России, уверен Яап де Хооп Схеффер. Если даже элементы ПРО и были бы направлены против России, это никаким образом не повлияет на нее. Не надо быть Эйнштейном, чтобы понять, что десять кинетических ракет не могут угрожать России, подчеркнул он. Чтобы Москва в этом убедилась, генсек альянса лично пригласил российских инспекторов на будущий американский объект ПРО в Польше. В Минобороны, впрочем, отнеслись к этому предложению с большим сомнением, ибо никаких пояснений – что именно покажут россиянам и в каком качестве они там окажутся – не последовало.
Затронул генсек НАТО и тему локальных конфликтов, в частности, Косово. Этот случай – особый, заявил он, и сравнивать его с другими региональными конфликтами вряд ли уместно. Альянс не согласен с сербским вариантом статуса Косово, однако прерогатива решать это принадлежит ООН, отметил Яап де Хооп Схеффер. Он выразил надежду, что "Россия не применит права вето в ООН". "Я бы хотел призвать российских партнеров не выступать с вето в СБ и помнить о том, что 16 тыс военнослужащих НАТО обеспечивают стабильность и безопасность в Косово", - указал он. Напомним, ранее председатель Совета Федерации Сергей Миронов сообщил, что "Россия предлагает учитывать исторические предпосылки, которые привели, к тому, что имеет место". По его словам, "необходимо учитывать интересы Сербии и последствия, которые могут наступить". "Это будет международный прецедент, - заявил С.Миронов. - Мы предлагаем вести переговоры и совместно искать выход". "Нельзя форсировать события и создавать предпосылки к независимости Косово", - подчеркнул он. По его словам, "это решение преждевременно". "Если принять резолюцию в том виде, в котором она предложена сейчас на рассмотрение Совбеза ООН, может быть создан опасный прецедент, который сработает по принципу домино и в других регионах", - сказал спикер Совфеда. Примером независимости и полного суверенитета Косово могут воспользоваться такие территории как Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Иными словами, и тут стороны остались "при своих".
Еще одно явление, беспокоящее Россию, по словам С.Миронова – чрезмерное расширение НАТО, в том числе, за счет стран бывшего СССР. "Расширение НАТО не имеет под собой оснований", – высказал свою убежденность спикер. Он аргументировал свою позицию тем, что "расширение /НАТО/ в отсутствие противника снижает доверие и, по сути, генерирует новых противников". В частности, речь идет о развертывании баз США в Румынии и милитаризации аэропорта в Литве. Генсек НАТО отметил, что не разделяет этого беспокойства. Расширение НАТО – реальность, с которой нужно смириться, считает он. "Каждое государство должно само выбирать схемы собственной безопасности. Расширение НАТО будет происходить постепенно, и мы готовы обсуждать с Россией его перспективы". Перед лицом общих угроз, против которых направлено партнерство альянса и России, необходимо научиться достигать компромисса по спорным вопросам. "Нельзя говорить "нет и точка", - полагает Яап де Хооп Схеффер.
Что ж, противоречия между НАТО и Москвой достигли той точки, когда "разрулить" их не под силу ни В.Путину, ни главе альянсу, ни даже им обоим вместе. Однако как Россия в современном мире не сможет игнорировать пожеланий НАТО, так и альянсу не удастся обойтись без одобрения России. Поэтому двум системам предстоит договариваться, даже если речь идет о "браке по расчету". Даже если изначально ни одна сторона не готова идти на уступки. "России нужно НАТО, и НАТО нужна Россия", - признал Яап де Хооп Схеффер. Пока мы наблюдаем, как каждый из переговорщиков озвучивает стартовые позиции, с которых, по идее, должен начаться диалог. И этот диалог обещает быть весьма острым. Остается лишь догадываться, на какие уступки спорщикам удастся "продавить" друг друга. Возможно, совместная конструктивная работа начнется с разрешения вопросов региональных конфликтов – по этому пункту на сегодняшний момент РФ и НАТО хоть как-то могут прийти к согласию. Тем более, в ряде регионов им и без того приходится сотрудничать довольно тесно – скажем, на таджикско-афганской границе. А как пойдет дальше – зависит от политической воли с обеих сторон.
