Как известно, расширение сети столичного метро, особенно в отдаленных районах города – признана задачей едва ли не государственной важности. Ведь власти города надеются пересадить в подземку "львиную долю" жителей непомерно разросшихся окраин, которые, не имея другого выхода, ежедневно едут на работу в Москву наземным или личным транспортом, создавая на и без того перегруженных трассах огромные пробки. Для этого, конечно, нужно не только строить новые линии, но и увеличивать количество поездов: "давиться" на битком набитой платформе, пытаясь любыми судьбами уехать в центр, мало кто пожелает. В общем, решать транспортную проблему в столице государства – дело не только города, но и всей страны. Так, по крайней мере, посчитали столичные власти.
В конце лета мэр Москвы Юрий Лужков предложил депутатам "основной политической партии страны" в Госдуме взять под контроль строительство метрополитена в Москве. Прежде всего – финансирование. При этом мэр сослался на советский опыт, начиная с 30-х годов прошлого века - "тогда строительство метро в Москве шло только по линии государственного бюджета".
После распада СССР с середины 1990-х годов финансирование метро из госбюджета начали сворачивать, соответственно и темпы строительства застопорились. В итоге, как заявил Юрий Лужков, "умельцы из Минфина сокращали, сокращали и досокращались до объемов финансирования менее 10 проц вложений в строительство метро в Москве".
Теперь уже очевидно, что планам увеличить федеральную долю до 20, а лучше до 50 проц, сбыться не удалось. Соратники по партии либо дали мэру Москвы "от ворот поворот", либо отказали под тем предлогом, что российский бюджет есть куда потратить и помимо финансирования строительства метро в самом богатом городе страны.
И власти города смирились с тем, что нагрузка по проведению линий метро в отдаленные районы ляжет на их плечи. В утвержденном в столичной администрацией плане развития метрополитена на 2008-2010 гг планируется потратить на эти цели около 118 млрд руб. Примерно в такую сумму власти города оценили необходимые объемы строительства еще летом. Только тогда предполагалось разделить бремя с федеральным центром, а теперь придется изыскивать средства из собственных доходов.
Планы, надо сказать, выглядят довольно впечатляюще. В документе речь идет не только о станциях, открытие которых уже не раз анонсировалось, но и о тех, строительство которых только намечено. Среди них, например, станция "Лихоборы" на Люблинско-Дмитровской линии, ввод которой намечен на 2013 год, "Зябликово" - с открытием в 2010 году. В 2009 г на Люблинско-Дмитровской линии будет открыто движение между станциями "Трубная" и "Марьина Роща", а в 2013 г строительство дотянется до "Лихобор", где будет построено электродепо. Ранее Люблинско-Дмитровская линия была в течение длительного времени законсервирована, и лишь в конце лета нынешнего года для пассажиров открылась станция "Трубная". "Насколько все же мы иногда по-дурному подходим к работе и к решению вопросов, - посетовал в этой связи Ю.Лужков, присутствовавший на церемонии открытия. – Ведь консервация станции почти столько же стоит денег, сколько стоит строительство!" С открытием станции "Трубная" интервал движения поездов уменьшился, и это, по оценке специалистов, добавляет ей лишние 4 тысячи мест в час.
На Замоскворецкой линии в 2009 году между "Автозаводской" и "Коломенской" появится станция "Технопарк". Участок от "Красногвардейской" до "Братеево" будет введен в строй в 2011 году.
Особые перемены ждут Арбатско-Покровскую линию. К ней будет присоединен новый участок - Митинско-Строгинская линия. Произойдет это уже в нынешнем году, когда откроется участок между "Парком Победы" и "Кунцевской". Таким образом, нынешняя "Кунцевская" станет последней станцией Филевской линии. А строящаяся сейчас "Кунцевская-2" станет частью Митинско-Строгинского радиуса. От нее поезда пойдут через "Крылатское" в "Строгино". В 2009 году метро после 20-летнего ожидания придет, наконец, к жителям микрорайона Митино /станция "Волоколамская"/. В 2011 году в строй будет пущена станция "Митино". А в 2010 г сбудется давняя мечта метростроевцев – метро выйдет за пределы МКАД. На востоке Москвы в 2013 г откроется станция "Новокосино" Калининской линии, а в 2011 году Таганско-Краснопресненская линия будет продлена от станции "Выхино" до микрорайона Жулебино.
Кроме того, на 2009 год запланировано строительство оборотных тупиков на станции "Улица Старокачаловская" Бутовской линии легкого метро. К 2014 году метро, наконец, придет в Солнцево. Участок Солнцевской линии пройдет от "Парка Победы" через "Олимпийскую деревню" в Солнцево и Ново-Переделкино. Как разъяснили на этот счет ПРАЙМ-ТАСС в пресс-службе Московского метрополитена, строительство это идет согласно ранее утвержденному распорядку. Первая очередь – линия традиционного /т.е. не легкого/ метро от Парка Победы до Олимпийской деревни через Мосфильмовскую улицу, Ломоносовский и Мичуринский проспекты. Вторая очередь – линия непосредственно в Солнцево и Ново-Переделкино. Она и будет завершена к 2014 г. Будет это легкое метро или нет – станет ясно ближе к делу.
В утвержденном плане также предусмотрено проектирование строительства вторых выходов со станций "Партизанская", "Парк Победы", "Бауманская" и "Комсомольская-кольцевая". Если говорить о более далекой перспективе, то предполагается продлить Калининскую линию метро от "Третьяковской" до "Москва-Сити". На этом участке будут построены станции "Кадашевская", "Остоженка" и "Смоленская". В 2015 году пассажиров примет станция "Суворовская" Кольцевой линии.
Функции государственного заказчика по проектированию и строительству линий и объектов метрополитена возьмет на себя департамент экономической политики и развития города. Всего в московском метро в ближайшие годы планируется открыть 15 новых станций.
Правда, удовольствие прокатиться на "подземке" стабильно дорожает каждый год. Уже известно, что с января разовый проезд будет обходится не в 17, а в 19 рублей. "Тарифы на проезд в общественном транспорте и метро Москвы с нового года увеличатся на 13–15 проц от нынешней стоимости", - сообщил в этой связи первый заместитель мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития столицы Юрий Росляк. Правда, по его словам из этих двух рублей на строительство подземки не пойдет ни копейки. Подорожание связано с ростом издержек на элктроэнергию и обслуживание подвижного состава, которые компенсируют за счет пассажиров.
Надо отдать должное - московские власти стараются, чтобы оплата проезда не отнимала у пассажиров слишком много времени. В начале этого года началась продажа бесконтактных билетов "Ультралайт" на 10, 20 и 60 поездок. А в 2008 г метро планирует полностью перейти на использование бесконтактных смарт-карт для оплаты проезда. Держатели некоторых банковских карт могут и вовсе не покупать билеты – достаточно приложить карту к контрольному устройству на турникете, и с нее автоматически списывается необходимая сумма. Все это направлено на то, чтобы платить за метро стало быстрее и удобнее. Прогресс не стоит на месте – недавно было презентовано вовсе новое устройство. Если оно получит широкое распространение, то оплату можно будет производить… с помощью мобильного телефона.
Согласно договору, заключенному между столичным метрополитеном, компанией Nokia, Банком Москвы и международной системой оплаты VISА, с 30 августа жители столицы могут проходить в метро, пользуясь мобильными телефонами. Для этого им необходимо приобрести специальный телефон Nokia в магазинах города. С января же никаких дополнительных телефонов вовсе не потребуется. "Зеленоградская фирма "Микрон" запускает в продажу специальные сим-карты, которые будут работать в любых мобильниках и с помощью которых москвичи смогут проходить в метро", — рассказал глава московского метро Дмитрий Гаев. Юрий Лужков, ознакомившись с новинкой в процессе открытия станции "Трубная", назвал эксперимент "шикарным". "Теперь не требуется стояния у кассы, нет необходимости в спешке искать деньги, можно просто приложить мобильник и пройти в метро", - сказал он.
Что ж, заплатить за удобство и быстроту не так уж неприятно, тем более, если сделать это будет максимально легко….
