– вместо октября 2007 г Ахалкалаки "пала" в июне. Так называемый "пакт" Сергея Иванова /бывшего министра обороны РФ, а ныне 1-го вице-премьера правительства РФ/, согласно которому Москва приняла стратегическое решение о досрочном выводе российского воинского контингента с баз в Грузии, начал воплощаться в жизнь летом прошлого года во время первой "вспышки" так называемого "шпионского скандала" между РФ и Грузией. В результате, в конце 2006 г, опять же досрочно, была расформирована Группа российских войск в Закавказье /ГРВЗ/, которую Михаил Саакашвили посчитал логовом российских диверсантов.
Резонно задуматься над тем, сможет ли Тбилиси оценить "добрые намерения" Москвы в плане досрочного вывода российских военных и техники с территории Грузии. Станет ли Грузия более конструктивным переговорщиком, в частности, по вопросу вступления РФ в ВТО, которое, как известно, Тбилиси блокирует. Или, наоборот, нынешнее грузинское руководство будет требовать от Кремля невозможного – ухода российских миротворцев из Абхазии, о чем собственно уже открыто заявляют "грузинские ястребы".
Соглашение о передаче российской базы в Батуми /именуемой 12-ой российской военной базой/ грузинской стороне накануне подписали замминистра обороны Грузии Бату Кутелия и командующий ГРВЗ генерал-майор Андрей Попов. Согласно документу, последний эшелон с военной техникой и имуществом уйдет на российскую базу в Гюмри /Армения/ 15 ноября. Последний состав с имуществом и техникой с базы в Батуми был отправлен в минувшую пятницу. До конца ноября на базе до завершения всех формальностей с грузинской стороной останется несколько российских офицеров. Командующий Северо-Кавказским военным округом генерал армии Александр Баранов сообщил, что "до 1 декабря в Грузии не останется ни одного российского солдата, ни одного килограмма материальных средств". Российская сторона подчеркивает, что Грузии были переданы все находящиеся на территории батумской базы объекты, в том числе и девять военных городков.
По словам Б.Кутелия, свершившийся факт "имеет важное значение" для Грузии. Он подчеркнул, что передаче Минобороны Грузии российской базы в Батуми можно считать официальным окончанием пребывания российских военных на территории Грузии. Грузинские военные отмечают, что не имеют претензий к РФ по состоянию базы в Батуми. В частности, экологическая ситуация в районе переданных объектов нормальная и взрывчатых веществ не обнаружено.
Напомним, что 27 июня этого года состоялся "исторический" акт передачи российской стороной Грузии 62-ой российской военной базы, расположенной в Ахалкалаки. График закрытия этой базы был также скорректирован, ведь изначально планировалось ее закрыть в конце 2007 г. В день подписания передаточного акта по объекту в Ахалкалаки над бывшей российской базой был поднят флаг Грузии. Тогда замминистра обороны Грузии Леван Николеишвили заявил, что местоположение базы имеет стратегическое значение, и это еще один козырь в пользу того, что закрытие российских баз в Грузии в Тбилиси рассматривают как получение "грин-карты" на присоединение страны к НАТО.
Грузинской стороне РФ передала весь комплекс знаний и объектов в Ахалкалаки, в том числе, штабные здания, казармы, детские сады, школы, в том числе музыкальные и прочие строения, расположенные на 128 г земли. Инфраструктура была рассчитана на 15 тыс человек. Отметим, что вывод военных баз из Грузии осуществляется на основе соглашений, принятых на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г. В Грузии были расположены 4 российских базы, две из которых расформировали еще при предшественнике М.Саакашвили на посту президента Грузии Эдуарде Шеварднадзе. Имущество и военная техники со всех 4-х российских баз из Грузии направлялась в Армению, а также через территорию Азербайджана /по железной дороге/ непосредственно в Россию.
Отметим, что процесс вывода российского воинского контингента с баз, расположенных на территории Грузии, совпал с ухудшением отношений Москвы и Тбилиси, которые окончательно испортились при М.Саакашвили. К настоящему моменту торговые контакты и транспортное сообщение между странами минимизированы. Тбилиси периодически обвиняет Москву в милитаризме, политизации винного скандала, шпионаже, национализме и заговоре против действующей власти.
В частности, последние события в Тбилиси, связанные с жестким противостоянием оппозиции и режима М.Саакашвили, вылившиеся, как известно, в личные погромы и аресты противников действующего президента, показали, что антироссийская риторика и русофобия активно используется обеими сторонами.
Возможно, что закрытие последней российской базы на территории Грузии на время лишит грузинских "ястребов" возможности спекулировать русофобскими настроениями и манипулировать массами. Однако ожидать, что Тбилиси сможет адекватно оценить добрую волю Москвы в вопросе досрочного расформирования российских баз на территории Грузии, не приходится. В грузинских политических кругах уже звучат заявления, что следующим актом должно стать закрытие российской военной базы в Гудауте /Абхазии/. Стоить отметить, что объект, находящийся в Гудауте на территории непризнанной Абхазии, была официально закрыт еще в 2001 г и преобразован в центр отдыха военнослужащих миротворческого контингента СНГ, состоящего исключительно из россиян.
Между тем, Тбилиси постоянно высказывает подозрения, что объект продолжает использоваться в военных целях и настаивает на его инспекции и дальнейшем закрытии. Однако Сухуми отказывается допустить грузинских военных в Гудауту.
Разъяснить ситуацию с досрочным уходом российских военных из Грузии, а также прокомментировать перспективы российской базы в Гудауте /на предмет передачи ее грузинской стороне/ ПРАЙМ-ТАСС попросил политологов из Института стран СНГ.
По мнению, Владимира Жарихина, уход российских военных из Грузии следует рассматривать как прагматичное решение. "Иметь базы во вражеском окружении бессмысленно", - размышляет он не без доли иронии. Между тем, по его мнению, процесс досрочного закрытия российских баз в Ахалкалами и Батуми стоит рассматривать как "наследие политики Иванова" /С.Иванов, будучи министром обороны РФ, избрал стратегию на отказ от базирования российских военных на территории Грузии"/. "Принимая решения по базам в Грузии, российская сторона должна была выставить Тбилиси встречные условия в ответ на решение о досрочном расформировании российских баз, нужно было торговаться", - подчеркивает В.Жарихин. По его мнению, предметом торга мог бы стать вопрос о разблокировании грузинской стороной железной дороги в Армению /на участке Грузия-Южная Осетия/ ради того, чтобы было восстановлено сквозное движение по этому маршруту. "Понятно, - продолжает он, что торговаться по поводу Абхазии с М.Саакашвили бессмысленно – здесь Москва не добьется компромиссного решения". Добавим, что существующие между Москвой и Тбилиси разногласия по поводу грузино-абхазской проблемы в Грузии сегодня не может /или не хочет/ погасить ни один политик. Беда или вина в этом самой России - скорее не политический, а философский вопрос.
"Военную базу в Абхазии мы /российская сторона/ никогда не отдадим", - считает коллега В.Жарихина по Институту стран СНГ Михаил Александров. "На Гудауту грузинское влияние не распространяется", - продолжает он. И подчеркивает, что на российской базе в Абхазии сосредоточен исключительно миротворческий контингент.
Насколько критичен уход российских военных из Грузии в свете последних геополитических процессов, связанных с активизацией политики США Средней Азии и на Кавказе? В.Жарихин ответил, что, чтобы однозначно сказать, плохо этот или не очень, "необходимо четко представлять, какова оборонная стратегия России на настоящий момент". "Оборонная стратегия РФ только формируется, сейчас она находится в стадии переходного периода", - продолжает В.Жарихин. "При всей важности Кавказа для России как стратегического направления с учетом внешнеполитическом курсе страны в регионе, похоже, акцент смещается в сторону Центральной Азии – Таджикистан, Киргизия, с которыми Москва проводит довольно конструктивные отношения", - считает он.
