Рейтинг@Mail.ru
Standard&Poors определила самые "прозрачные" российские кампании - 30.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Standard&Poors определила самые "прозрачные" российские кампании

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Насколько российские компании привлекательны для инвесторов, уже выясняла не так давно компания PricewaterhouseCoopers. Тогда ответ был положительным, вот только основным препятствием на пути проведения сделок по слиянию и поглощению была названа недостаточная прозрачность.

На этот раз задаться вопросом, насколько же наши организации информационно открыты, решила не менее известная компания Standard&Poors /S&P/. Она провела "Исследование информационной прозрачности российских компаний 2007". Подобное исследование S&P уже проводило в прошлом году. На этот раз в аналитическом проекте приняло участие 80 крупнейших российских компаний, имеющих наиболее ликвидные акции /против 70 в 2006 г/. В исследовании использовалась информация, доступная из публичных источников. Это, как правило, касается трех компонентов: регуляторного раскрытия информации, web-сайта компании и годового отчета. Причем, по мнению директора службы корпоративного управления S&P Светланы Бородиной, самым информативным компонентом из этих трех является все-таки сайт компании.

Результаты исследования оказались неутешительными: уровень информационной прозрачности компаний-респондентов по сравнению с прошлым годом увеличился незначительно, всего на 1 проц пункт и в 2007 г составил 54,6 проц. Если рассматривать средний балл по группе из 61 компаний, которые были включены в исследование как в 2006 г, так и в текущем, то он также вырос незначительно – на 1 проц пункт.

Однако, несмотря на то, что индекс транспарентности существенно не изменился, в составе 10 наиболее прозрачных компаний произошли значительные перемены. Так, "новичок" исследования компания "СТС Медиа" показала высокие результаты, сразу заняв 3-е место в ренкинге. Кроме этого, компании "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", занимавшие в 2006 г места, близкие к первой десятке, в этом году сумели улучшить свою информационную прозрачность и вошли в группу лидеров. Также значительно повысили свои результаты РАО "ЕЭС России" /плюс 20 проц пунктов/, ТГК-5 /плюс 19/, "Евраз Груп" /плюс 17/ и "Татнефть" /плюс17/. Такой "прирост" позволил этим компаниям перейти из группы "середняков" в десятку самых прозрачных компаний.

Примечательно, что лидеры в двух номинациях – "Самая прозрачная компания" и, наоборот, "Самая непрозрачная компания" – не изменились по сравнению с прошлым годом. Самый высокий и самый низкий баллы получили те же компании – МТС /77 проц/ и "Башнефть" /20 проц/ соответственно. Годом ранее их показатели равнялись 79 проц и 21 проц.

В десятку "лучших", помимо вышеуказанных, вошли "Голден телеком" /второе место с 77 проц/, "Вымпелком" /четвертое место с 75 проц/, "Мечел" /71 проц/, "Вимм-Билль-Данн продукты питания" /70 проц. /

Если же говорить о прозрачности компаний в отраслевом разрезе, то здесь лидерство принадлежит телекоммуникационному сектору. Средний показатель в этом сегменте близок к прошлогоднему и составляет 71 проц против 73 проц в 2006 г. На втором месте стоит металлургия – 65 проц против 62 проц. За ними следует электроэнергетика /62 против 52 проц/, нефть и газ /61 проц/, банки /57 проц/. Наименее прозрачными оказались компании машиностроительного сектора. Впрочем, и в прошлом году они не были отмечены в лидерах – 37 против 43 проц. Средний индекс этих компаний составил 37 проц, снизившись за год на 6 проц пунктов. Как уже отмечалось, наиболее заметный рост отмечался в энергогенерирующем секторе: он составил 9 проц пунктов, достигнув уровня в 62 проц. В этом году в исследовании появился новый отраслевой сектор – "Девелоперская деятельность", уровень прозрачности которого близок к среднему.

Наиболее заметное понижение Индекса транспарентности, взвешенного по капитализации /ИТВК/, отмечается в секторе "Информационные технологии" – 46 проц против 56 проц годом ранее. Ситуация с прозрачностью ухудшилась во всех компаниях данной отрасли, но особенно в РБК.

Из 61 компании, включенных в выборку и в 2006 г и в 2007 г, у 32 балл улучшился /в среднем на 2 проц пункта/, тогда как у 29 он ухудшился /в среднем на 1,4 проц пункт/. Как гласит исследование, эти небольшие изменения свидетельствуют о том, что общая тенденция в сфере информационной прозрачности близка к стагнации. Т.е. все больше компаний достигают некоего стабильного уровня прозрачности.

Из положительных моментов исследование отмечает определенный прогресс в области раскрытия наименее раскрываемых элементов информации. Это касается сведений о дивидендной политике, социальной отчетности /влиянии деятельности компании на окружающую среду/, а также вопросов безопасности и охраны труда. Однако уровень раскрытия по наиболее важным вопросам, таким, как указание на рыночный характер условий сделок с заинтересованностью, условия договора с аудиторами, касающиеся неаудиторских услуг, а также подробности вознаграждения членов совета директоров и высшего руководства, - оставляет желать лучшего, а в ряде кампаний он даже понизился.

"Своевременность и доступность информации чрезвычайно важны для инвесторов, поскольку позволяют им принимать наиболее обоснованные и, может быть, единственно верные решения", - отмечается в материалах S&P. С этим, пожалуй, трудно поспорить. Вот только насколько это интересует компании – вопрос самих компаний, преследующих определенные интересы. В то же время, как показывает практика, активность российских компаний по проведению IPO весьма существенно влияет на общий уровень прозрачности в экономике. В то время как большинство публичных компаний демонстрирует средний уровень раскрытия, прозрачность российской экономики в целом растет, так как все больше эмитентов принимают решения о размещении части своих акций на рынке капитала, а это приводит к повышению уровня прозрачности. В результате наблюдаемой тенденции количество компаний с уровнем раскрытия более 50 проц достигло 52 против 12 в 2002 г.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала