"Результаты проверки исполнения законодательства о безопасности плавания морских и речных судов, эксплуатации портовых комплексов, - говорится в сообщении Южной транспортной прокуратуры /ЮЖТ/, - свидетельствуют о том, что требования безопасности судоходства в зоне оперативной ответственности Южной транспортной прокуратуры не соблюдаются".
В частности, выявлены "грубые нарушения нормативов аварийно- спасательного обеспечения деятельности водного транспорта, правил проведения грузовых операций, что при недопустимом ослаблении контроля со стороны портовых властей, органов госнадзора в сфере транспорта сопряжено с причинением вреда жизни, здоровью людей, широкомасштабными экологическими последствиями".
11 ноября при штормовых условиях в районе 451 якорной стоянки морского порта "Кавказ" в зоне Керченского пролива потерпели крушение четыре судна: танкер "Волгонефеть-139", сухогрузы "Вольногорск", "Нахичевань" и "Ковель". Танкер "Волгонефть-123" с грузом мазута получил серьезные повреждения корпуса. В тот же день была потеряна связь с сухогрузом "Камюст 1" в акватории Каспийского моря. Согласно полученным данным, данное судно при шторме затонуло в районе мыса Песочный. В ходе поисковых мероприятий был обнаружен спасательный плот с тремя членами экипажа из 12.
В результате аварийных случаев шесть человек погибли, 11 пропали без вести, в воду попало около 7 тысяч тонн серы и до 2 тысяч тонн нефтепродуктов.
"Основными причинами чрезвычайной ситуации являются халатность капитанов морского порта "Кавказ" и речного порта Ростов-на-Дону, сотрудников служб портового контроля в связи несоблюдением установленного порядка захода и пребывания судов в районе Керченского пролива, противоправное непринятие капитаном порта "Кавказ" решения по отходу судов в безопасный район, в том числе не имеющих права и возможности для плавания в морской акватории, при изменении гидрометеорологической обстановки, и систематическое неисполнение капитанами судов возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности плавания судов, защите морской среды, предотвращению причинения вреда судам, находящимся на судах людям и грузу", - говорится в обнародованном сегодня сообщении прокуратуры.
Среди других причин названы "недостаточные прочностные характеристики судов, в частности, "Волгонефть-139" и "Волгонефть-123", повлекшие существенные повреждения несущих конструкций, ненадлежащее обеспечение судовладельцами требований охраны труда, жизни и здоровья экипажей, в том числе недоукомплектование средствами спасения и крайне низкая эффективность работы государственных органов контроля".