Что представляет собой современная властная элита? Вопрос этот для многих остается загадкой, несмотря на кажущуюся открытость власти. Завесу тайны попыталась приподнять руководитель Центра изучения элиты Института Социологии РАН Ольга Крыштановская. В ходе пресс-конференции она рассказала о проведенном ей и ее коллегами исследовании, в котором с точки зрения статистики оцениваются количественные и качественные параметры того, что мы привыкли называть элитой. За основу взяты две группы – те, кто работает в администрации президента и в аппарате Совбеза /начиная от уровня руководителей отделов/ и сотрудники правительства /министры руководители федеральных агентств, служб, комитетов/. За точку отсчета – февраль 2008 г, когда Владимир Путин завершал свой восьмилетний президентский срок. Он сравнивается с днем сегодняшним, точнее, августом 2008 г. С момента, когда Д.Медведев победил на президентских выборах в марте, прошло пять месяцев, а, значит, можно сделать выводы – как за этот срок изменилась правящая элита.
Впрочем, временные рамки исследования в целом растянуты куда шире, и захватывают даже времена СССР – ведь именно оттуда по сей день "растут ноги" того, что мы называем стилем управления. Но более подробно исследователь останавливается на 1993 г – расцвете правления Бориса Ельцина, 2003 г – окончании формирования команды Владимира Путина и настоящем времени. Итак, со времен Б.Ельцина количество властной элиты удвоилось – с 1,5 до 3 млн человек. В среднем люди, назначенные на ключевые должности, заняли нынешние посты в 2003 г. Именно тогда, как мы помним, В.Путин окончательно назначил на ключевые должности "своих". Чиновников "путинского призыва" сегодня более 80 проц, в то время, как Д.Медведев привел в свою администрацию лишь чуть более 16 проц новичков. В правительстве доля обновления пока немногим больше – 17 проц, но надо учитывать, что на формировании кадрового состава здесь влиял В.Путин. Кое-кого он забрал из Кремля, впрочем, у него есть свои источники формирования команды, помимо президентской администрации, чего нельзя сказать о Д.Медведеве. Последний имеет некий круг ближнего окружения – 55 человек, говорит О.Крыштановская. 60 проц из них – юристы, силовиков всего двое, кое-кто работает в государственном бизнесе /"Газпром" и подобные компании/ или занимает низовые должности в администрации президента. Возможно, глава государства хотел бы перевести их поближе к себе, на ключевые посты в Кремле, однако сомневается в их компетентности, считает эксперт.
В целом элита при Д.Медведеве "постарела" – ее средний возраст увеличился до 50 с небольшим лет. Впрочем, это нормальная тенденция – большинством развитых стран управляют люди примерно таких лет. Количество же тех, кто моложе 40 лет, наоборот, уменьшилось с 12 проц в 2007 г до 7 проц сейчас. Это странно – ведь сам нынешний глава государства относится к категории 40-летних. Не считает своих ровесников достаточно взрослыми, чтобы править страной? Что касается места рождения, то стало общим местом критиковать В.Путина за то, что он наводнил власть "питерскими". Однако земляков приближают все, и ни один президент России не стал исключением. При В.Путине число "питерских" составляло 21 проц, что довольно много, а при Д.Медведеве достигло 30 проц. Однако вовсе не значит, что все они родились в Санкт-Петербурге, вернее, Ленинграде. В большинстве случаев, будущие чиновники там учились, делали первые шаги в карьере, хотя родом из совсем других регионов. Как правило, такой путь проделывали силовики – они считаются более мобильными, и за лучшей долей легко срываются в другой город, говорит О.Крыштановская. В любом случае, в 2007 г количество тех, кто когда-либо в жизни носил погоны, во власти составляло 66,6 проц, и многие из них – выходцы из северной столицы.
Какое образование имеют рассмотренные социологом представители чиновничества? В.Путину удалось добиться того, чего до него не достиг никто – при нем 100 проц значимых постов заняли люди с высшим образованием, а то и не одним. Два образования преимущественно у военных /вуз+академия/, нередко вторым образованием является политическое /Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Российская академия госслужбы и т.п/. Однако количество тех, у кого есть такое образование, пока незначительно – от 13 до 15 проц в разных подгруппах. По мнению О.Крыштановской, в перспективе количество выпускников профильных для политической элиты учебных заведений на ключевых должностях будет расти. Ибо это один из существенных резервов кадров для госслужбы – а их нехватку, как мы помним, Д.Медведев признавал публично.
Неуклонно снижается количество тех, кто имеет опыт работы в советской номенклатуре. Причины этого явления естественны и понятны – если при Б.Ельцине "советских кадров" во власти было более половины, а при В.Путине – 38 проц, то Д.Медведеву их досталось менее 17 проц. Кроме того, те, кто сегодня продолжает активно работать, как правило, занимали должности в комсомольских организациях, исполкомах, советах народных депутатов, то есть, как правило, не являются яркими носителями тогдашнего стиля менеджмента. Это существенный плюс для России, считает эксперт – возможно, мы прекратим, наконец, строить "Советский Союз" с рыночным лицом, и наконец перейдем к инновационной экономике. Правда, количество тех, кто имеет опыт работы в бизнесе, тоже снижается с 40 проц при В.Путине до 24 проц при Д.Медведеве. При том, что последний трактует одной из своих задач поддержку частного предпринимательства, это странно – как может чиновник, не ведающий, что такое бизнес, понять бизнесмена? С другой стороны, дело предпринимателя – зарабатывать деньги, а дело чиновника – управлять. Здесь нужны разные навыки и свойства характера.
О том, какой должна быть новая элита, говорил сегодня в рамках форума "Стратегия-2020" первый замглавы администрации президента Владислав Сурков. По его мнению, она не должна повторять стиль советской номенклатуры. "Элита - не пожизненное звание", хотя так всегда было в отечественной управленческой традиции, - заявил он. - "Мы нередко видим людей, которые руководят территориями и партиями столько, сколько существует новая Россия", но от этой "нацеленности на пожизненное присутствие на своих постах надо избавляться", - сказал он. Проблема в нашей ментальности, уверен В.Сурков. На Западе давно привыкли, что принадлежность к элите надо доказывать, как в спорте. Невозможно быть "пожизненным чемпионом мира, чтобы быть чемпионом надо все время выступать и побеждать".
К сожалению, констатировал он, все, что происходит сейчас в России нередко сравнивают с советскими временами, вплоть до того, что при упоминании "Единой России" вспоминают КПСС. Впрочем, заметил Сурков, "мы все выросли из советского времени и просто нет другого метафорического ряда". Надо избавиться от таких представлений, подчеркнул он, "надо исключить это из нашего разговора о будущем". Правда, вопрос, какой должна быть новая русская элита, остается открытым. Похоже, сама элита не очень-то это понимает. Да и хочет ли понимать?
Если исходить из очевидных сегодня тенденций, то можно сделать вывод, что у Д.Медведева пока нет достаточно сильной команды, считает О.Крыштановская. Напротив, у В.Путина такая команда есть, она давно сформирована, в том числе, не исключено, что с прицелом на будущее. По мнению эксперта, есть два варианта развития ситуации. Первый – нынешний премьер возвращается на президентский пост через четыре года, а, может быть, и раньше. Тогда никакие принципиальные изменения и не понадобятся. Второй – В.Путин намерен осуществить переход к парламентской республике. Несколько конкретных шагов в этом направлении он уже осуществил – например, стал председателем правящей партии – "Единая Россия". Это дало ему ряд заметных преимуществ, позволяющих стать первым в России не техническим председателем правительства. Поэтому такой вариант, по мнению эксперта, сегодня выглядит более реальным.
